Согласно указу о мерах по реализации госполитики в области образования и науки, подписанному главой государства Владимиром Путиным 7 мая, к декабрю 2013 года в РФ должна быть принята Концепция развития математического образования.
Одной из главных задач на ближайшие годы становится усиление преподавания математики в школах и вузах. Несмотря на то, что школьники успешно выступают на международных олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах, показывая высокие результаты, в целом уровень знаний по математике в школе снижается. Так, в 2011 году 5% школьников провалили ЕГЭ, не набрав даже минимального балла. А средний балл по этому предмету был всего 47.
О возможных подходах к разработке будущей концепции в интервью РИА «Новости» рассказал декан факультета математики НИУ ВШЭ Сергей Ландо. Эксперт отмечает, что для него идея концепции стала неожиданностью, поскольку математическое образование не выделялось из других образовательных сюжетов. Однако подобный документ мог бы быть полезен. «Российское математическое образование долгое время было образцом для многих стран, – поясняет Сергей Ландо. – И подходы к обучению другим предметам было бы вполне резонно перестраивать в соответствии с теми, какие приняты в математическом образовании».
Речь идет о большом количестве задач и о большом количестве энтузиастов, работающих со школьниками сверхурочно, вне школы, зачастую бесплатно или за малые деньги. «Во-первых, правильность или неправильность решения задач не зависит от мнения учителя, − поясняет декан. − Это объективная характеристика, и ученики, независимо от внешнего контроля, могут контролировать и оценивать себя самостоятельно. Во-вторых, именно в математике сосредоточено большое количество энтузиастов. Эта среда сформировалась естественным образом уже довольно давно, она самоорганизуется, и здесь наработано многое из того, что может быть заимствовано при обучении и другим предметам».
Согласно тексту указа президента, концепция должна быть разработана на основе аналитических данных о состоянии математического образования. Но, по мнению Ландо, сейчас трудно говорить о реальном состоянии дел. «Конечно, было бы полезно провести сравнительный анализ: состояние математического образования сегодня, в СССР в 1960-е годы − и в других странах. Но как его проводить? Нельзя, например, сопоставить результаты контрольных работ 1960-х годов и нынешние. Анализ не может быть механическим. Возможно, единственный способ − это экспертная оценка», − рассуждает декан факультета математики.
Одним из основных аспектов в разработке концепции Ландо считает «направление движения». «Если предполагается, например, выделить деньги на развитие внешкольного математического образования, то как распределить средства? – задает вопрос эксперт.− Внешкольная работа ведется энтузиастами, которые могут быть не привязаны к формальным структурам. Таких людей правильно было бы поддержать, но совсем непросто добиться того, чтобы финансирование дошло до тех, кто действительно любит и умеет работать со школьниками. Проще пустить деньги по официальным каналам – с нуля организовывать кружки, к руководству которыми придут люди, никогда этим не занимавшиеся. Аналогично – с выпуском научно-популярной литературы: проще всего это сделать через издательства, которые будут приглашать к себе, возможно, очень уважаемых авторов, но никогда не писавших для школьников и не знающих, как это делается».
Фото: Фото с сайта Sweden4rus.nu