ЕГЭ наделяют разными эпитетами, один круче другого. Самый ласковый, пожалуй, «кошмарный сон». Называя экзамен так, его вслед за этим рекомендуют поскорее забыть. Но так ли уж страшен чёрт, как его малюют? Попробуем разобраться.
Почти год прошёл с того момента, когда мой племянник завершил школу. Соответственно, предварительно сдав ЕГЭ. В памяти свежи воспоминания, эмоции и рассказы, с этим связанные. Всё началось ещё… в октябре 2010 года. Около 11 вечера в квартире раздался звонок. Голос классного руководителя, без особых вступительных приветствий вкрадчиво и одновременно встревоженно поинтересовался: «А какие, скажите, экзамены вы собираетесь сдавать?» Кстати, эпитет «встревоженный» будет сопровождать всё, что связано с учителями и ЕГЭ на протяжении всего времени подготовки.
Самое интересное, ответ надо было дать немедленно. Потому что, как заверяла учительница, школа формирует некие списки: какие дети какие экзамены сдают и куда более всего потребуется бросить их учительские силы для оказания помощи. Так сразу моя сестра на этот вопрос ответить не смогла. Пообещала, что перезвонит завтра-послезавтра. На робкий вопрос: «Зачем такая спешка?» – услышала, опять же встревоженное: «Вы что? Да вы оглянуться не успеете, как придётся экзамены сдавать! Медлить нельзя! Ни минуты!»
Заразившись общей атмосферой легкой паники, судьбоносный выбор: что сдавать и в каком количестве, мои племянник с сестрой делали преувеличенно быстро. Юноша решил не особо обременять себя. К двум обязательным экзаменам добавил только один предмет – литературу. Ему казалось, что эта «легкотня» (на деле, забегая вперёд, поясню, это не так: в тестовом задании по предмету много коварных вопросов с двойным дном. То есть ответы можно трактовать и так, и этак. А какой из них правильный, одному богу или Фурсенко известно).
Далее события развивались так. Педагоги, определив, кто из детей что сдаёт, стали смотреть сквозь пальцы на подготовку по всем иным предметам. «Так… Физику, химию, геометрию тебе сдавать не надо… Да и ладно, вот тебе трояк за пролетарское происхождение и – иди гуляй!»
С племянником моим ситуация выглядела именно так. Его «натаскивали» по обязательным «матеше», литературе и «руссишу», заставляя читать дополнительные материалы, оставляя на дополнительные занятия. Остальные предметы уже почти никого не интересовали. Это объяснялось экономией времени, правильным распределением сил.
Где-то в апреле, как сейчас помню, сестра начала звонить уже мне – опять же встревоженно! Говорила, что всего этого не выдержит и что лишилась сна. Ей даже пришлось обращаться к психологу, чтобы получить разъяснения, как вести себя в такой тотально тревожной, неспокойной, мрачной ситуации. Как не сойти с ума, как выжить? Помню, пришлось витамины пить и больше гулять. А ещё читала она какую-то разъяснительную литературу: как воздействовать на себя и ребёнка, чтобы выжить в ситуации затянувшегося стресса.
Замечу, панику подогревали уважаемые педагоги. Действовали их нагнетаемые эмоции в основном на родителей. А дети в большинстве своём вели себя пофигистски. Если и переживали, то, как водится, девочки. Забегая вперёд, скажу, что одна ученица, бедняга, хлопнулась даже в обморок на первом экзамене.
Паника среди родителей постепенно нарастала. Особенно она усилилась после Нового года. Взрослые начали «ломаться». Многие кинулись на поиски репетиторов, способных подготовить к ЕГЭ в относительно короткие сроки. Таковые, конечно, находились. Ставки росли. Чаще всего репетиторы обнаруживались из числа педагогов той же школы, где училось чадо. Конкретнее – из числа педагогов, непосредственно работающих с выпускниками. Чем ближе к дате, тем плата дороже. В среднем одно занятие с репетитором по математике обходилось моей сестре сначала в 300, а потом в 500 рублей. Мальчик занимался три раза в неделю, начиная с третьей четверти. Нетрудно подсчитать, в какую итоговую сумму это вылилось.
Непосредственно перед экзаменом она решила подстраховаться, через знакомых нашла даму, съевшую на подготовке к ЕГЭ собаку. Даже вроде как слегка приближенную к процессу. Но та запросила таку-у-у-ю сумму… Пришлось отступиться. Да и перед смертью не надышишься, образно и мудро решила сестра.
Кстати, не думайте, это далеко не все расходы. Но разве измеришь всё деньгами? Главное, конечно, нервные потери: слёзы, страхи, бессонные ночи, обеспокоенные звонки... К окончанию ЕГЭ и дети, и родители, да и сами педагоги были так измотаны, что никакие торжества в виде выпускного бала адекватно не воспринимались. Просто не было сил. Дети приходили, не улыбаясь, получали аттестаты и пытались веселиться. Получалось не у всех.
Да, ещё замечу: был такой момент. Один мальчик в классе не сдал математику. Катастрофа, конец света! – изображали заранее подобную ситуацию учителя, приговаривая, не дай бог, если такое случится. На самом деле не особо это и страшно. Ребёнку назначили пересдачу в резервный день. Таковы реальные условия. До этого с ним усилено позанималась учительница. Не знаю, не стану врать: платно или нет. Но, сдаётся мне, в ситуации, когда на кону честь школы, (ведь по количеству сдавших и на какие оценки, определяются рейтинги школ, выясняется система поощрения педагогов), с незадачливым учеником занимались бесплатно. В итоге – сдал. Но на выпускной не пошёл. Заявил, что школа надоела до безумия и искусственно изображать несуществующую радость не намерен. Юношеский максимализм, что поделаешь…
Мой племянник по секрету поведал мне, что некоторые ученики (опять же из числа девочек – у женщин всегда велика система выживаемости, закон жизни) активно пользовались шпаргалками. Прямо во время ЕГЭ! И никто не выгонял. Да особо и не наблюдали. Если изощриться, можно было при желании и списать. Только пугали, опять же заранее, что «выгоним и такого никогда не допустим».
Сам он ловчить не рискнул. Хотя и писал шпаргалки, корпел. Однако через какое-то время заявил, что переписать весь учебник невозможно. Это занятие – бессмысленное. Может, просто поленился.
Общий вывод: экзаменами больше пугали, как английской королевой. Знаете, как придворные нагоняют шороху перед теми, кто собирается посетить Елизавету Вторую? И то нельзя, и другое. И стоять-то от королевы на таком-то и никаком другом расстоянии, и громко не говорить, не смеяться, и много чего ещё. А потом выходит королева, мило шутит, подходит сама к своим подданным, даже говорит комплименты. Все дружно приходят к выводу, что она такая замечательная, славная… И разносят эту весть всюду.
Про ЕГЭ, конечно, так не скажешь. Но, действительно, он не так страшен, как это старательно преподносят. Может быть, с целью извлечь максимально много денег из ситуации (при подготовке), может, чтобы просто заставить школяров, наконец, шевелиться и хотя бы что-то выучить.
Что я твёрдо поняла… Во-первых, по ЕГЭ нельзя судить о знаниях! Человека просто поднатаскали по тому или иному предмету, чтобы сдал. Но опять же ЕГЭ даёт реальные шансы в 11 классе серьёзно поднажать, достойно подготовиться по нужным тебе предметам и получить-таки хороший балл. Это плюс.
Сестра рассказывала, что когда они пришли сдавать документы в один из вузов в последний приёмный день, то имели номер 70-й. Было это в середине дня. Зато потом в списках невесть откуда фигурировали аж 150 абитуриентов. Это в разгар-то демографической ямы, о которой столь настойчиво говорят! Откуда в оставшиеся полдня, повторюсь – последнего, набежали 80 человек?
В первые ряды потом, знамо дело, выбились эти, со 100-балловыми показателями. А остальных просто «выбросили» за борт. Или предложили платить за обучение.
Но всё же откуда взялись лишние абитуриенты? «Мёртвые души», взятые из числа абитуры прошлых лет, взятые для создания ажиотажа?
И самое последнее наблюдение. Современные дети испытывают ещё больший стресс, чем от ЕГЭ, от экзаменов вживую. Представьте, и после 9 класса, и после 11-го они сдавали экзамены только в тестовом режиме. А тут приходят в вуз, и – опа! – надо сдавать предмет вживую, общаться с ним, тянуть билет… Всё это повергает их в шок. Многие первую сессию заваливают. И – или бросают вуз сразу, или пытаются пересдать (опять же за счёт родительских средств).
Мне кажется, контрольные испытания в высшей школе давно уже пора привести в единую систему со средней школой. А то у нас, как всегда, сказавши «а», не сказали «б». И если школьников готовят к экзаменам по одной системе, то в вузе им приходится сталкиваться совсем с другим. В результате – страдают, проваливаются. Но виноваты ли в этом дети? Зачем эта нездоровая ситуация? Или, может, это тоже кому-то выгодно? Об этом, кстати, тоже говорят и пишут. Указывают как на ещё одну несовершенную сторону ЕГЭ (и последствий) и всего, что с этим экзаменом связано. Но это, пожалуй, уже иная тема, достойная обсуждения.