Около 50 студентов и преподавателей Пензенского государственного педагогического университета (ПГПУ) выступили против объединения их вуза с Пензенским государственным университетом (ПГУ) у здания регионального министерства образования, сообщает «Учительская газета».
В листовках, которые раздавали студенты, было особо отмечено, что «вуз, которому уже более 70 лет, вдруг прекращает свое полноценное существование из-за пресловутых реформ образования, навязанных сверху».
Приказ о реорганизации ПГУ и ПГПУ путем присоединения педагогического к госуниверситету был подписан 23 апреля министром образования и науки Андреем Фурсенко.
Напомним, что первые объединения вузов России состоялись около пяти лет назад. Так, появились два федеральных университета: Южный (Ростов-на-Дону) и Сибирский (Красноярск). Затем процесс объединения охватил высшие учебные заведения в Якутске, Екатеринбурге, Владивостоке, Архангельске. Московские и петербургские университеты подключились к происходящему в прошлом году.
Процесс объединения вузов преследует несколько целей, главная из которых – повысить качество образования. Кроме того, как заявил на одном из заседаний президиума правительства РФ премьер-министр РФ, избранный президент Владимир Путин, от этого процесса зависит и повышение зарплат профессорско-преподавательского состава. «Повышение зарплат профессорско-преподавательскому составу вузов должно быть увязано с оптимизацией сети высших учебных заведений. Те финансовые затраты, которые мы должны будем сделать напрямую из бюджета, они должны быть сопряжены с заранее продуманными мерами по оптимизации соответствующих сетей и наведением порядка внутри этих учреждений, то есть за счет экономии», – сказал Путин.
Как считает ректор Национального исследовательского университета ИТМО, член-корреспондент РАН Владимир Васильев, объединение вузов – процесс сложный, долговременный, а главное, он не должен быть насильственным. «Мы не первые и не последние включились в реорганизацию вузов, − рассказывает Васильев. − К примеру, университет в Финляндии стал крупнейшим, объединив вузы Хельсинки и ряда городов. По этому пути пошли университеты Японии, Китая, США. Понятно, почему это делается. Узкая специализация ушла в прошлое, и поэтому при объединении пытаются сделать интегрированные образовательные программы. Одна из целей также улучшить качество профессорско-преподавательского состава. Мы ведь в России тоже не можем сказать, что у нас хватает преподавателей высокого качества. Я уверен, что при объединении работать останутся лучшие. Кроме того, объединение позволит повысить конкурентоспособность наших вузов на международном рынке».
Очевидно, что при объединении вузов сокращения профессорско-преподавательского состава не избежать. Но в каждом образовательном учреждении это будет происходить по-своему. Так, например, в НИУ ИТМО пока не уволено ни одного человека. «У нас есть требования к преподавательскому составу, которые утвердил ученый совет два года назад,– рассказывает Владимир Васильев, − Для преподавателей Университета низкотемпературных и пищевых технологий оставлен промежуток в полтора года, и только в 2013 году эти требования для них заработают. Что касается преподавателей ИТМО, то тех, кто не выполняет эти требования, ждут увольнения. Понятно, что и двух ректоров в одном вузе быть не может. Мы сделали просто: оставили все структурное подразделение. Правда, это не означает, что наша модель используется также в других вузах».
Фото: Фото с сайта Вiggik.com