Недавно встретила знакомую, которая работает продавцом в отделе компакт-дисков. Разговорились. Во время нашей беседы к прилавку подошел мальчик, на вид не старше первоклашки. В консультации продавца – что выбрать или чем-то помочь – юный покупатель явно не нуждался. Уверенной походкой прошел к стеллажу с компьютерными играми и выбрал диск, с обложки которого угрожающе смотрел непонятного пола монстр, обвешанный оружием. Когда малыш расплатился и ушел, я спросила у знакомой, какие диски сейчас востребованы и кто их покупает (на чем держится такой бизнес – родители девушки – владельцы магазина). Не задумываясь, она ответила, что в первую очередь, это, конечно же, компьютерные игры, а самые частые клиенты – дети, которые приходят сюда иногда с родителями, а иногда, как сейчас, одни. Тогда я спросила, есть ли какие-то ограничения по возрасту (ведь мальчик, который зашел при мне, купил достаточно сложную для ребенка игру – Generals). «Нет, – ответила продавец, – это входит в обязанность родителей смотреть за своими детишками. Мое дело – продавать». На этом наш диалог закончился, и я задумалась – если за пределами дома детям разрешено уже практически все, знают ли об этом их родители, а если знают, как они к этому относятся?
А ягодки-то еще впереди…
«У моего сына теперь два мира – настоящий и виртуальный, или, как я его называю, игровой, – делится проблемой мама 16-летнего Дениса Валерия Соборницкая. – И из последнего вызволить его в наш, обычный не так-то просто. Здесь все его раздражает, даже поесть ему некогда. «Оставь тарелку – я потом поем», – вот обычный ответ на мою попытку позвать его на ужин или обед. Наушники, из которых даже мне слышна музыка, приглушенный свет в его комнате, и полный покой от посторонних – вот его привычный жизненный уклад, та, другая жизнь, в которой у него есть все, чего не достает здесь: крутые машины, оружие, беспечность. Иногда мне кажется, что даже я ему мешаю, отвлекаю от «важных» дел, от очередного прохождения заданной миссии или коллективных игр с друзьями по скайпу (тогда хотя бы он разговаривает с ними, но тоже по своим игровым делам)».
Нос вытащил – хвост увяз
«Иногда задаюсь вопросом – получается я враг своему сыну, ведь я купила ему этого «зверя», но нет, сейчас даже лучше, если сравнить с тем, что было два года назад, когда он ходил играть в компьютерные клубы. С друзьями пропадали там сутками, а потом я узнала, что они участвуют в каком-то чемпионате и за это получают деньги. Денис выигрывал нехилые суммы, правда, тратил их он, наверное, на то же самое – на игры (плата в клубе почасовая). Теперь он хотя бы дома, выходит только в школу, да и то всегда ищет предлог остаться дома и посидеть за компьютером. Недавно подруга на мои жалобы сказала – радуйся, ведь он дома всегда, не пьет, не курит, по девочкам не бегает, не то, что мой… А чему тут радоваться, когда по-моему, сына пора показать психологу», – переживает Валерия.
Яблоне от яблока недалеко
Некоторые родители считают, чтобы помочь своему чаду, не нужно критично относиться к новому, на первый взгляд ненужному пристрастию ребенка, а наоборот необходимо проникнуться его проблемой, стать ближе, и если потребуется, то ненадолго самому вернуться в детство: «Когда я заметил, что моя дочка стала больше времени, чем положено, сидеть за компьютером (а я разрешал ей делать это 2 часа в день), – рассказывает папа 12-летней Сони Иван Баландин, – то скандалить не стал, просто в один из выходных подошел и спросил: «Соня, ты что выбираешь – в зоопарк пойдем или будешь дома сидеть?» Признаюсь честно, был удивлен тому, что она выбрала посидеть дома – раньше зверинец был ее любимым местом в городе. Тогда я спросил, что же дома есть такого интересного, что ей заменит зоопарк? Она сказала: «Папа, в компьютере есть все: и зоопарк, и карусели, и даже мороженое».
И не друг, и не враг, а так…
«Мне было сложно поверить в это, и я попросил ее показать, познакомить меня с этими делами (а сам я редко сижу за компьютером, в силу рабочего графика предпочтение отдавал телевизору), – говорит Иван. – Так, в первый раз она учила меня разным играм (в основном уже забытым – «Русалочка», «Марио», «Черный плащ», «Чип и Дэйл»), признаюсь, мне было интересно, про зоопарк я и сам к вечеру уже не вспоминал. Теперь часа три-четыре в день мы с ней вместе (по очереди или одновременно в четыре руки) проходим детские развлекалки, так я их называю. Жена, мама Сони, сначала была удивлена этим, потом немного поворчала, но думаю, скоро можно будет и ее познакомить с нашими делами, вдруг понравится, и она нас поймет».
Ученье свет, а не ученье тьма
Такими дома ребят видят их родители. А как дела обстоят в школе? Отражается ли своеобразное двоемирие любителей поиграть на учебном процессе?
«Я преподаю в 6-7 классах и особенно за мальчиками замечаю в последнее время, как сильно их затягивает Интернет, – делится наболевшим учитель русского языка и литературы Екатерина Мухачева. – Когда ученик шестого класса приходит ко мне на третий урок с опозданием, с заспанными глазами, конечно, я понимаю – он совсем недавно проснулся (и это при том, что учимся мы во вторую смену!). Естественно, я догадываюсь: домашняя работа не сделана, спрашиваю об этом ребенка, и он откровенно говорит: «Играл всю ночь в игры, сидел в Интернете». А потом никакого внимания на уроке, никакого понимания материала – пробелы в знаниях!»
По ту сторону баррикад
«Бывает также во время устного ответа, когда объясняешь тему, готовишь детей к сочинению, – продолжает Екатерина Мухачева, – слышу вопросы, ассоциирующиеся с какими-то вымышленными персонажами или ситуациями. То есть дети переводят ту информацию, которую им дает учитель на уроке на компьютерных героев – так им оказывается легче понять материал.
Я, конечно, не считаю, что нужно запрещать детям развиваться, ведь против технической революции не пойдешь, однако нужно побуждать современных детей к чтению и делать это в первую очередь через родителей. Сейчас у современных детей даже язык другой, нежели у пожилых преподавателей, в этом и проблема – дети не понимают данного материала, а ведь мои коллеги, литераторы, все преклонного возраста».
«О, дивный новый мир»
«В прошлом году я преподавала у пятиклассников, отмечала про себя – они свое свободное время отдают просмотру сериалов по телевизору и компьютерным играм, – рассказывает учитель английского языка Юлия Ситникова. – На учебном процессе не могу сказать, чтобы это как-то явно отражалось, но вот речь пятиклашек иногда меня явно пугала. Например, однажды на перемене я услышала то, что меня ввело в ступор – один пятиклассник говорит другому: «Сегодня вечером я тебя убью и заберу твой щит!» После таких фраз становится понятно, насколько сильно для них в жизни значат компьютерные игры, ведь этот сленг именно оттуда».
«Ребенок – это грядущее»
«На сегодняшний день проблема компьютерной зависимости является очень актуальной. И связано это, в первую очередь, с недостатком общения, комплексы внешности у девочек-подростков, – говорит социальный педагог Неля Шафикова. - Замкнутость, стеснительность, нерешительность, у мальчиков. В виртуальном мире можно создать идеальную внешность, характер, способности. Во-вторых, проблема неорганизованного досуга. Те, у кого есть Интернет, все свое свободное время проводят у компьютерных игр. Родитель не в состоянии контролировать интересы и свободное время ребенка, в силу своей трудовой занятости. А также с этим связаны дорогостоящие услуги детского досуга, не все родители могут позволить оплатить поход в бассейн, различные кружки и секции. В результате безобидное времяпрепровождение вырастает в зависимость. Многие компьютерные игры достаточно жестокие, поэтому ребенок под их влиянием становится агрессивным, раздражительным, снижается память, внимание, нарушается сон, восстановление которых становится проблематично. Накладывается отпечаток на физическом развитии, мышцы атрофируются, искривляется позвоночник, впоследствии чего может произойти защемление нервных позвонков».
В спокойствии – сила
«Дети менее устойчивы перед соблазнами «всемогущего» Интернета, – продолжает Неля Шафикова, – поэтому им нужна помощь, в первую очередь, родителей. Только они могут повлиять на своего ребенка положительно. Необходимо как можно больше интересоваться жизнью детей. Больше разговаривать, спрашивать, как дела, нет ли проблем в школе, чтобы ребенок чувствовал поддержку. Именно из таких простых разговоров и формируется доверие, комфорт и уют в доме. Задумайтесь, если вам не безразлична судьба своего ребенка».
Виновники торжества думают иначе
Сами любители компьютерных игр непривычное для взрослых предпочтение проблемой не считают. Видят в своих привычках зачастую больше положительного: «Я очень люблю играть в одну компьютерную игру – WoW, а если быть точнее, то она называется World of Warcraft, – рассказывает ученица 11 класса одной из школ города Кристина Пуговкина. – На нее я трачу свое время, в день это примерно три часа получается. А время я стараюсь рационально распределять, чтобы хватило и на уроки и на игру. Вообще я играю в основном от скуки, когда заняться нечем. Если друзья позовут погулять, то, не раздумывая, брошу и пойду с ними. Игра эта мне нравится тем, что время в ней проходит совсем незаметно. Даже, например, когда я расстроена – зайду поиграть, и, получается, сразу отвлекаюсь и не думаю о плохом, а вообще игра неплохая, красочная. Когда играть заканчиваю, то уже и не думаю о проблеме – время прошло, поэтому значимость утрачивается».
«Меньше знают, крепче спят
«Я играю, сколько хочу и во что хочу, – говорит ученик 9 класса Константин Лежнин. – Считаю, это мое дело, а не родителей. Прихожу со школы, закрываю поплотнее дверь в свою комнату и все в порядке: предки до девяти часов на работе, а потом, когда они приходят, я могу пойти погулять, если захочется, а если нет, то на их расспросы отвечаю, что только что сел. А что тут такого? Не хочу, чтобы они вникали в мое пространство. Я же к ним не лезу, ничего не спрашиваю».
Игра как образ жизни
«Раньше, когда у нас не было дома компа, я играл (в детстве получается) в денди, – продолжает Костя, – еще раньше в тетрис, потом мне купили Sony PlayStation или, как я ее называл, Сонька. Хорошая штука, но на компьютере возможностей больше. У меня сейчас специальный, игровой. Родители сами купили на день рождения, да и вообще они против ничего не имеют, я ведь в школе нормально учусь, прогуливаю, бывает, конечно, с каждым бывает, но не часто. С друзьями мы и по Сети играем (онлайн общаться можно), а бывает и просто с компьютером наедине. Это когда как, по настроению. А вообще без игр этих я себя не представляю. Дома весь день один, родители собаку (когда я еще хотел) завести не разрешили, а теперь я не хочу, уже не маленький».
Играть – это по-взрослому
Если школьники иногда жертвуют уроками, чтобы лишний раз посидеть за любимой игрой, то студенты, казалось бы, уже сознательный народ, не жалеют на это дело пары. Наоборот, зависимость от игр здесь процветает в большей степени.
«Когда я приехал поступать в университет, то не знал, какая жизнь здесь ждет меня, надеялся выучиться, а потом уехать в родной город работать и жениться, – рассказывает бывший студент Артур Валишин. – Заселился в общежитие, начал ходить на учебу, даже получал стипендию, а потом однажды, когда я заканчивал первый курс, соседи по блоку позвали меня поиграть с ними в компьютерную игру, Доту, так она по-русски называется. Они играли в нее по локальной сетке, большими командами.
«Сначала игра мне показалась сложной (это и на самом деле так, вначале нужно научиться играть, а для этого соответственно думать, так что это не просто какое-то развлечение, это в какой-то степени умственный труд, – продолжает Артур. – Когда я научился правильно играть, это дело мне настолько понравилось – тут можно и деньги зарабатывать (виртуальные, конечно) и роль свою занимать в игре, сам не заметил, как перестал ходить в университет. Сначала совесть мучила, потом перестала, родители ничего не знали, я даже домой на каникулы приехал как-то, а потом выяснилось – меня отчисляют. Признаться родственникам было стыдно, поэтому я снова приехал в город, играл, играл день и ночь, даже зрение упало немножко, а потом меня автоматически и из общежития выселили, вот теперь уже точно придется завязывать с этим и как-то во всем признаваться маме, надеюсь, поймет, это главное, а там видно будет…»
Мнение специалистов
«Геймер – это человек, значительную часть жизни которого занимают виртуальные игры, – разъясняет врач-психотерапевт, председатель отделения профессиональной психотерапевтической лиги Антон Демин. – Это особая популяция людей, преимущественно молодого возраста, имеющие зависимое поведение и соответственно схожие черты с другими зависимыми субкультурами. У геймеров существует свой язык, который изобилует английскими словами, искаженными и имеющими особый смысл, понятный в этой субкультуре. Следует отметить, что существует разница между людьми, увлекающимися игрой, и геймерами, для которых игра становится образом жизни. Чем такой образ жизни может быть это опасен? Прежде всего, формируется зависимое поведение, механизм которого универсален и заключается в переключении психофизиологических процессов и биохимических реакций на стимулы извне, иначе говоря, единственным источником удовольствия становится внешний фактор. Это создает виртуальный мир, в котором люди могут существовать вдали от страхов и неприятных переживаний. Школа и общение со сверстниками создают определенный стресс, а игра является «волшебной палочкой», благодаря которой ребенок может виртуально поднять свою самооценку, заглушить тревогу, убив время. Контактируя с другими игроками, он может их не опасаться, а во многих играх, побеждая противника, ребенок частично находит выход накопленной агрессии. Но не в реальной жизни».
Мы в ответе за тех, кого приручили
«Безусловно, против технического прогресса, новомодных гаджетов «не попрешь», – комментирует психолог, специалист по раннему развитию детей Ксения Лопан. – Но вопрос в том, что мы, взрослые, сделали для того, чтобы все эти блага цивилизации для наших детей были лишь одним из вариантов досуга и развития, а не отдельной жизнью, в которой больше никто и не нужен, собственно… А может, мы просто снимаем ответственность с себя? Это не я невнимательный родитель, это всё Интернет виноват и компьютер! Многие таким образом ищут оправдания за собственные промахи в воспитании детей, за нежелание быть с ребенком, проводить вместе время, жертвовать своими желаниями, просто проявлять любовь и принятие… Куда проще купить ребенку компьютер, показать Интернет – и все, он отстал, можно со спокойной душой весь вечер смотреть сериалы и футбол…»
Когда поезд уже ушел
«Что же делать, если процесс уже запустился? – задается вопросом Ксения Лопан. – Во-первых, принять как неотъемлемую часть современной жизни, как данность, что у детей есть компьютеры и они играют в игры. Это не плохо, это не причина наших проблем в общении с детьми и не стоит себя тешить такой мыслью. Источник гораздо глубже, закладывается он еще в раннем детстве, когда в ребенке формируются представления о любви, доверии к миру, о безусловности родительской любви.
Во-вторых, запомните, ребенок – это зеркало своей семьи. Ваши действия найдут отражение в поведении ваших детей: вы проводите свободное время на диване, возле телевизора, за компьютером, – тогда не удивляйтесь, если ваше чадо не читает книги, не занимается спортом, не имеет хобби, зато сложности в общении, агрессия, закрытость – сколько угодно. С раннего возраста показывайте ребенку, как можно и нужно распоряжаться временем. Как можно отдыхать разнообразно, полезно, активно: зоопарк, цирк, парк, детский театр, хоккейный матч, лыжи, коньки, вылазки на природу – и все это не в форме лекций, а делайте это вместе со своими детьми. Стимулируйте и поддерживайте любые детские инициативы, растите исследователя, а не зомби!»
Помоги ближнему своему
«Но если все-таки столкнулись с фактом зависимости: действуйте мягко, никаких резких движений, высказываний, критики, только терпение и любовь, – продолжает Ксения. – Вспомните, кто является единственным авторитетом для подростков – друзья. Вот и станьте другом! Максимально подробно интересуйтесь новостями игровой жизни ребенка: что за игра, какую роль он выполняет, как часто побеждает, а если проигрывает. Пусть ребенок разговаривает с вами, учит вас всем тонкостям и правилам. А вы с неподдельным интересом осваивайте, чтобы суметь понять, что же держит здесь вашего ребенка: всеобщее принятие, ощущение общности, возможность повысить самооценку, возможность побеждать или другое, – это и будет ответом на вопрос, что вы не дали своему ребенку, чего ему от вас именно не хватает. Не скупитесь на похвалу, проявления любви и восхищения успехами ребенка – ему это необходимо именно от вас, родителей! Но не ждите мгновенных результатов, на все требуется время, особенно, если один раз вы его уже упустили!
Безусловно, без помощи психолога обойтись будет сложно. Иногда родители могут своими действиями только усугубить сложную ситуацию. Но важно терпение, избегать провокаций: увозить компьютер, выключать Интернет, ребенку и без того самому тяжело, а действия родителей могут привести к плачевным последствиям, ведь зависимость компьютерная ничем не отличается от наркотической по процессам, которые происходят в мозгу человека».
Постскриптум
Возможно теперь, перед тем как сказать своим чадам несложные и, наверное, каждому знакомые слова: «Не мешай, мне некогда, иди пока сам поиграй» – стоит задуматься и серьезно оценить значимость на первый взгляд весьма простых слов… А еще иногда не лишним будет вспомнить слова известного писателя, врача-психотерапевта и психолога Владимира Леви, который говорил: «Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует».
Фото: Фото с сайта Joakimforsberg.se