Социальные сети «благодаря» многочисленным скандалам с размещением в Интернете ответов на ЕГЭ стали для Министерства образования РФ чуть ли ни врагом номер один. Предприимчивости и находчивости современных школьников уже никто не удивляется.
Один из самых громких скандалов разразился во время ЕГЭ-2011. Школьники прямо во время экзамена фотографировали задания на мобильный телефон и отправляли фото в группу одной из соцсетей. Уже через час в этой же группе выложили все ответы на вопросы экзамена.
За границей уверены, что соцсети меняют образовательный процесс в лучшую сторону. Во всяком случае так утверждают зарубежные интернет-СМИ. Они определили несколько ключевых моментов, которые изменили процесс обучения за прошлый год. Выделено даже несколько образовательных трендов: соцмедиа как дискуссионная площадка для педагогов и учеников, интернет-дневники, интерактивные игры на уроках, готовность педагога принимать участие в формировании образовательной политики.
Но вот что об этом думают российские учителя? Успевает ли отечественное образование угнаться за западными трендами?
Новые технологии, в том числе и социальные сети, должны улучшать образовательный процесс и повышать уровень знаний школьников. Учителя же опасаются: с приходом Интернета школьники скоро вообще забудут, что такое книги. Ведь сейчас, чтобы написать реферат на заданную тему, достаточно просто ввести в поисковике нужную тему – и реферат готов.
Опасаются в основном учителя советской закалки, которые не дружат с Интернетом. Они считают, что современные соцсети не просто развращают современных школьников, но и отрицательно влияют на психику и учебу. Тем не менее большая часть педагогов считает, что на сегодняшний день социальные сети являются самым удобным видом коммуникации.
«Учителя, у которых есть свои странички «В контакте» или на Facebook, стали более открытыми для своих учеников. Я не сижу там по ночам, как это делают некоторые мои ученики, – говорит учитель физики школы №19 Вадим Муранов. – Но перекинуться парой фраз с ребятами, ответить на какой-нибудь срочный вопрос, который возник во время выполнения самостоятельной работы дома, могу. Кроме того, я размещаю на своей странице домашние задания с картинками и примерами. Для школьников это куда удобнее, чем вычитывать задания с учебника. Кроме того, соцсети дают возможность проводить отличный мониторинг успехов класса. У каждого на странице есть графа «Любимые книги». Так вот, если у многих в начале восьмого класса там прочерк, то ближе к выпускному появляются книги, причем не только программные».
Должна ли школа реагировать на новые тенденции в жизни подростков? У педагогов есть все возможности для того, чтобы предложить детям новые актуальные формы обучения, продемонстрировать образовательную силу Интернета, помочь стать творческими и реализовавшимися людьми как в реальности, так и в виртуальности.