В советское время политические взгляды воспитывались с детства. Пошаговая система (октябренок, пионер, комсомолец) призвана была привить будущему гражданину СССР правильный вектор политического развития и сделать из него настоящего коммуниста. Если верить мемуарам тех, кто был пионером и комсомольцем во времена юности Советского Союза, то порывы детей и подростков участвовать в построении «светлого будущего» были вполне искренними. Свидетель тех лет, военный переводчик Елена Ржевская в своих мемуарах «За плечами XX век» пишет, что в тридцатые годы ХХ века она сама и ее друзья действительно были захвачены революционной романтикой, и даже разгар репрессий не влиял на их настрой: «Мои школьные и студенческие годы приходятся на 1930-е… жизнь была сильнее Сталина и режима: со своими красками и ярким импульсом, может, доставшимся от предшествующих десятилетий. Не было национальной обособленности. Это была общая молодость страны».
Во второй половине ХХ века, и особенно в финале существования Союза, деятельность пионерских и комсомольских организаций многими их участниками воспринималась как нечто само собой разумеющееся, скорее как рутина. Многие вспоминают о своем участии в пионерии и комсомоле скорее с иронией (Я не была ни пионеркой, ни комсомолкой, поэтому могу судить лишь по воспоминаниям «состоявших в рядах» очевидцев. – Прим. автора).
Как бы то ни было, сегодняшнее государство альтернативы пионерии не предлагает (движение «Наши» не в счет), но сказать, что оно полностью равнодушно к политической составляющей развития подрастающего поколения, тоже нельзя. Последние события это наглядно иллюстрируют. К примеру, попытки повлиять на политический выбор родителей с помощью детей. Приведем пример из беседы родителей:
– Приходит вчера мой второклассник из школы, садится ужинать и деловито так нас с мужем наставляет: «Вы должны пойти на выборы!»... Радуюсь, какой парень-то у меня растёт: умный, активный... Но следующие его слова заставили нас с отцом поперхнуться пищей: «И, – подняв ложку вверх провозгласил малютка, – проголосовать за...» (далее следовало название одной из партий).
– А у нас на собрании в школе по итогам первой четверти учительница сына «объясняла» родителям: «Вы должны прийти на участки и проголосовать за … (далее название партии). А потом нужно было чуть ли не отрапортовать ей об этом: «Мы, дескать, Марь-Иванна, на выборах были и всё, как вы сказали, сделали».
Так сознание детей становится идеальным полем для политических спекуляций,
причем не обязательно со стороны партии власти.
В декабре 2011 по стране прокатилась волна митингов. Некоторые, проявившие гражданскую активность, взяли с собой на митинги своих чад. Причем пояснили этот шаг заботой о потомках (так же, как и те, кто на митинги не пошел). И слишком «смелых», и предпочитающих нейтралитет одинаково страшит возможный вопрос в будущем: «Что вы делали в декабре 2011-го?»
Идти ли на митинг самим, и уж тем более тащить туда детей – личное дело каждого родителя, но не стоит забывать, что это элементарно может быть небезопасно.
Но даже тем родителям, кто предпочел «позицию страуса» и решил сделать вид, что ничего не происходит, и политикой их дети никак не затронуты, рано или поздно придется столкнуться с тем, что отпрыски в той или иной форме проявят гражданскую позицию.
Политика, так или иначе, все больше и больше входит в жизнь детей. С одной стороны, политические взгляды детям прививают на уроках истории: даже в самых осторожных учебниках по истории и обществознанию есть параграфы, повествующие о социальном прогрессе, реформах и революции.
С другой стороны, в моду входят всевозможные патриотические конкурсы.
Еще одной модной приметой времени стало «воспитание лидеров новой России». То и дело можно слышать об открытии какой-нибудь «ассоциации юных лидеров», школе «молодежного лидерства» и тому подобных полезных вещах. Но зачастую методы воспитания «юных лидеров» – к примеру, выкладывание телами фигур российского триколора и карты России – подозрительно напоминают показательные выступления на съездах НСДАП в Германии начала 1930-х годов (К теме моды на юных лидеров сравнительно недавно обращался журнал «Русский репортер». – Прим. автора).
Впрочем, даже если ваш ребенок не поет патриотических песен, не учится в «Школе юного лидера», не имеет отношения к движению «Наши», он наверняка выходит в Интернет и общается с одноклассниками. И если в разговоре о своей политической позиции вы предпочтете отмолчаться, найдутся «добрые люди», которые все популярно объяснят. Эта ситуация очень похожа на историю с рассказом о том, откуда берутся дети. Если с вашими отпрысками на тему политики не будете говорить вы, эту нишу заполнит кто-то другой, более расторопный. И не факт, что его политические взгляды будут совпадать с вашими. Различные националистические и профашистски настроенные организации ведут настоящую борьбу за неокрепшие детские души.
Ни для кого не секрет, что для завоевания электората, политические партии используют самые современные достижения науки. Часто их кричащие провокационные лозунги направлены на то, чтобы вызвать конкретные эмоции: возмущение или гнев, или страх, и при этом отключить аналитическое мышление. Цель этих действий – управлять инстинктами толпы, когда у отдельных ее составляющих отключается мозг.
И если взрослый человек в состоянии проанализировать свою первоначальную эмоциональную реакцию на провокационные лозунги ряда политических партий, то ребенку это сделать трудно.
Сегодня на современных детей обрушивается лавина информации в СМИ, в садике, в школе (особенно в преддверии выборов). Главное, что нам хотят сломать, – это понятие о добре и зле. Хотя бы поэтому родителям стоит больше беседовать со своими детьми, объяснять им свои политические взгляды, прививать традиционные нравственные ценности, пока за оставленных без присмотра детей не взялись слишком рьяно политические активисты.
Какую же стратегию в основном избирают современные родители в разговорах с детьми о политике? Кто-то, в силу привычки не высовываться, мол, моя хата с краю, предпочитает отмолчаться, сделав вид, что ничего не происходит. А кто-то, напротив, вполне откровенен. «Честный репортер» приводит слова одного из таких политически и социально-активных родителей: «Мы ведем с детьми абсолютно взрослые разговоры про выборы, мирные митинги, про то, что каждый человек может что-то изменить в стране. Я не навязываю им ответы, а учу задавать вопросы. Мы вместе думаем, аргументируем, рассуждаем. Они сами начинают осознавать сложность мира и свою меру ответственности».
Нормально ли навязывать ребенку свою точку зрения? Ведь родитель для ребенка, особенно маленького, часто непререкаемый авторитет, и высока вероятность, что ребенок просто скопирует взгляды родителей.
Партию (как и вероисповедание) ребенок должен выбрать сам. Нужно стремиться создать условия, что у него была сама возможность такого выбора.
Важность семейных бесед нельзя недооценивать. Именно родители могут повлиять на формирование гражданского сознания ребенка и воспитать не «сетевого хомячка», безразличного ко всему, что творится в радиусе метра от монитора, а гражданина своей страны, умеющего отделить политические зерна от политических плевел.
Конечно, в сравнении с Белоруссией, где дети уже сейчас политизированы до крайности, или с Сирией, где дети в 2011 году гибли на митингах, в России политическая ситуация не так накалена... В любом случае, если вы не будете говорить со своими детьми о политике, кто-то это сделает за вас. И тогда будущее может оказаться неожиданным…