Сравнительно недавно Дмитрий Медведев выступил с инициативой повсеместного введения электронных дневников и журналов в школах страны. Нововведение, по мнению президента, должно вступить в силу уже с 2012 года.
На первый взгляд, электронные средства отчетности в школах сулят массу удобств: упрощают и синхронизируют работу педагогов, позволяют родителям в любой момент узнать, как обстоят дела с успеваемостью их чада. На сегодняшний день к новой программе уже подключилась примерно треть российских школ. По информации «Учительской газеты», подобная система успешно функционирует в ряде учебных заведений России (в Самаре, Казани, Омске, Томске и других городах). Как обстоит дело с внедрением электронных учебных пособий и электронных средств отчетности по успеваемости в нашем регионе? На вопросы корреспондента сайта отвечают представители Министерства образования и науки региона, директор школы, в которой электронная система отчетности введена уже достаточно давно, родители и педагоги.
Внедрение электронных образовательных технологий в ряде регионов началось с электронных читалок-ридеров.
Эксперимент касался, в первую очередь, с наглядного сопровождения учебного процесса. Электронные читалки, вмещающие значительные объемы информации, призваны были заменить бумажные учебники. Теперь информатизация грозит выйти на более высокий уровень. Ученики уже не смогут утаить от семьи свои более чем скромные успехи. Родитель в любой момент сможет зайти в электронный дневник с компьютера или с телефона.
Насколько реально повсеместное введение электронных дневников и журналов в нашем регионе, или пока это не более чем проект?
Представитель министерства образования и науки Александр Кузнецов подчеркивает, что не является сторонником полного и однозначного перехода на электронное образование. «Да, у нас появились ридеры, но это не повод выкинуть все бумажные тетрадки и учебники. К электронным носителям в образовании нужно переходить постепенно: ридер и бумажная тетрадка сейчас должны лежать рядом, – пояснил чиновник. – Та же ситуация с электронными журналами и дневниками. Предложение о введении электронных дневников и журналов поначалу вызвало непонимание со стороны педагогов. Многие посчитали, что заполнять бумажную и электронную версии придется параллельно. Обращений в областное Министерство образования и науки по этому поводу было очень много».
«Нельзя сразу перестроиться на новую форму обучения, полностью заменив привычные учебники интерактивными устройствами. Пока я не могу сказать, действительно ли так хорош полный переход на электронные носители в обучении, – добавил Александр Игоревич. – В Калифорнии, например, первоклассников полностью пересадили за клавиатуры, тетрадками и ручками они не пользуются. Но с другой стороны, нельзя забывать, что письмо ручкой положительно влияет на развитие мозга, поэтому сразу отказываться от бумажных носителей я бы не рискнул».
Заместитель министра образования и науки Елена Коузова обращает внимание читателей на то, что директив по поводу обязательного и полного перевода на электронные дневники и журналы в школах нет, пока в обиходе будут и те, и другие формы отчетности по успеваемости.
Директор гимназии Дамир Тимерханов отмечает, что электронные дневники и журналы, с одной стороны, создают прозрачность и мобильность в плане информации и обратной связи, и это безусловный плюс. «Это дисциплинирует учителя на системность выставления оценок, на работу с электронным журналом, – поясняет Дамир Галиханович. – Но, к сожалению, электронные дневники совсем не дисциплинируют детей. Если раньше учитель мог в личный журнал выставить ребенку двойку, и ребенок мог ее пересдать, то теперь учитель оказывается в крайне сложной ситуации. При достаточно низкой мотивации современных учащихся к учебе, если выставлять ему все двойки, которые он реально заслуживает за невыполненные домашние и классные работы, то в четверти он получит оценку «два». Поэтому учитель каждый раз стоит перед непростой дилеммой: как поступить? Поставить «неуд» и испортить картину успеваемости или пожалеть ученика? Ну и самая большая проблема в том, что по большому счету до сих пор сохраняется двойная система выставления оценок. Выставление оценок в электронном журнале пока не освобождает учителя от выставления оценок в журнале бумажном. Классный журнал – это документ строгой отчетности, в том числе и финансовой. А дополнительная нагрузка учителей в данном случае государством никак не оплачивается. На сегодняшний день получается, что директор сам должен решать эту проблему. Я, конечно, учителей стимулирую, беря деньги из фонда экономии заработной платы, но это хитрое стимулирование. Эти деньги могли бы пойти на другие важные общешкольные нужды. А так, при всех безусловных плюсах новой электронной системы отчетности, я должен оплачивать нагрузку, которую дополнительно придумало государство».
Екатерина Тарасова вполне довольна нововведением. «Моя дочь учится в гимназии, – рассказывает Екатерина, – и мы еще с прошлого года смогли оценить преимущества электронных журналов и дневников. Это очень удобно по нескольким причинам:
1. Вся успеваемость ребенка открыта и доступна в любое время суток.
2. В электронном дневнике видно, за что именно ребенок получил данную оценку (есть градация по всем предметам – контрольная, ответ на уроке, диктант и т. п.).
3. Можно узнать не только успеваемость, но и посмотреть задания по предметам, которые также прописываются, проверить, записал их ребенок в дневник или нет. Также классные руководители всегда выставляют там информацию для родителей общего характера – по собраниям, по экскурсиям и т. д. Мне, как родителю с минимальным свободным временем, такое нововведение очень понравилось. И я успела оценить все его достоинства. Кроме того, так как у нас в семье достаточно демократичные отношения, дочь сама заходит в Интернет по моему паролю и демонстрирует свои успехи».
Итак, на сегодняшний день повсеместно система электронной отчетности во всех школах региона вводиться пока не будет. Директивы из Москвы, регламентирующие повсеместный переход, еще не поступили. Пока электронные дневники и журналы – знак «продвинутости» школы, хотя, согласно статистическим данным, в регионе они внедрены не только в гимназиях и лицеях областного центра, но и в глубинке. Вполне возможно, что инициатива президента все же воплотится в жизнь, если не в ближайшие месяцы, то в ближайшие годы, и электронные дневники станут такой же частью нашей повседневной жизни, как, к примеру, сотовые телефоны. Готов ли к этому ваш ребенок и лично вы?