Основатель проекта «Семейное образование» Игорь Чапковский
уверен, что семейное обучение – здоровая альтернатива, помогающая школе находить новые современные формы преподавания знаний.
Согласно российскому законодательству существуют три формы обучения вне школы: семейное образования, экстернат и надомное обучение для больных детей. На семейное образование может перейти любой ребенок. При этом ученик остается учащимся своей школы, где проходит аттестацию, но обучается дома. Формы аттестации и условия взаимодействия со школой определяются письменным договором между родителями и школой. Учащийся может свободно посещать консультации или отдельные занятия. При этом родителям платят компенсацию.
По мнению Игоря Чапкоского, основная причина, почему родители здоровых детей предпочитают переводить своих детей на семейное обучение в том, что школьная система отстала от жизни. «Современная школа возникла в эпоху индустриализации и служила ликвидации безграмотности будущих рабочих. Общество изменилось, но школа продолжает функционировать, как и в начале XX века. Многие педагоги говорят, что классно-урочная система устарела. У нас до сих пор нет подлинного разнообразия в обучении. Родители же все чаще стремятся обеспечить детям индивидуальный подход и творческие методы обучения», – приводит его РИА «Новости».
Эксперт утверждает, что если раньше от обучения в школе отказывались родители действительно проблемных детей, то сейчас на семейное обучение переходят дети-отличники, оказавшиеся среди одноклассников аутсайдерами.
«Сверстники не любят «ботаников»! На мой взгляд, образовательная функция нашей школы угасает, школа становится местом «тусовок» и «камерой хранения» для детей. Каких-то родителей, например, очень занятых на работе, это устраивает, других – нет... Школьные коллективы формируются произвольным образом, атмосфера в них часто нездоровая, и потому все чаще родители выбирают для детей семейное обучение уже с младших классов. Это, как правило, люди с высшим образованием. Приблизительно треть семей – многодетные, очень много семей с двумя детьми. Если старшего ребенка родители обучили сами, то второго, скорее всего, им будет намного легче учить тоже в семье», – констатирует Чапковский.
Он убежден, что семейное обучение никогда не заменит школу полностью, однако оно поможет школе развиваться, улучшаться, находить новые современные формы обучения.
«Семейное образование подходит не всем детям, и не всем родителям оно подходит. Однако те, кто убедился в преимуществах семейного образования, не захотят от него отказаться.
Это здоровая альтернатива, не противопоставленная школе, а взаимодействующая с ней. При этом у таких детей нет недостатка в общении со сверстниками: они посещают кружки, спортивные секции, музыкальные или художественные школы. Такие дети привыкли много заниматься самостоятельно, у них нет типичных проблем, которые испытывают их сверстники, попав в вузы: жесткого контроля учителя уже нет, а самодисциплина еще не сформировалась», – считает эксперт.