Каждый ребенок имеет право на воспитание в семье, особую заботу, помощь и здоровое развитие. Именно поэтому детям, оставшимся без попечения родителей, лучше жить в приемной семье, чем в детском учреждении.
Семейные формы устройства ребенка довольно разнообразны: усыновление, опека, приемная семья. Решение взять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей – не легкий и очень ответственный шаг. Люди делают этот шаг под влиянием очень разных обстоятельств.
Это может быть желание стать родителем и подарить свою любовь и заботу маленькому человеку или желание дать лишенному родительской ласки ребенку семью.
«Дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся в состоянии повышенной тревожности и внутренней растерянности, – говорит председатель правления детского фонда «Виктория» Алексей Молчанов. – Они испытывают сложные, противоречивые чувства к родителям и к тому, что с ними произошло. У этих детей за плечами огромный негативный опыт: они находились в социальной не благополучной среде, страдали от пренебрежения, нередко были свидетелями или даже сами подвергались физическому, психическому или же сексуальному насилию».
Воспитание в государственном учреждении не удовлетворяет потребности ребенка в родительском тепле и заботе. В настоящие время провозглашается приоритет семейных форм воспитания детей: усыновление, опека, патронат, приемная семья. В России 2008 год был объявлен Годом семьи, что повлекло за собой рост числа семей, желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Однако многие принимающие родители недостаточно владеют необходимыми знаниями для создания новой семьи. В связи с этим создана программа Школы принимающих родителей, основные цели которой: подвести граждан, имеющих намерение принять ребенка, к осознанному выбору – стать ему родителем; сформировать установку – быть успешными родителями и организовать психологическую поддержку семьи; дать комплексные знания, с помощью которых родители могут самостоятельно понимать причины возникающих проблем и находить пути их решения.
На сегодняшний день в Ростовской области проводят занятия 30 школ для принимающих родителей. В таких учебных заведениях играют, тренируются, а потом взрослых учеников тестируют и экзаменуют, чтобы точно сказать: эти родители готовы взять детдомовского малыша.
В 2009 году 78 детей, переданных на воспитание в семьи усыновителей, опекунов, приемных родителей, были возвращены в детские дома в связи с отсутствием взаимопонимания или ненадлежащим исполнением принимающими родителями своих обязанностей. В 2010 году количество возвращенных детей снизилось до 60 человек, в 2011 году – до 55. Тем не менее, ситуация с возвратами детей вызывает серьезную обеспокоенность судьбой детей.
В связи с этим министерство общего и профессионального образования Ростовской области при поддержке Фонда помощи обездоленным детям и детям, лишённым родительской ласки – Детского фонда «Виктория» города Москвы проводит выездную зимнюю школу принимающих родителей.
Подготовка кандидатов в принимающие родители ведется 40 учреждениями области – психологическими центрами, детскими домами, социальными приютами, учреждениями дополнительного образования. На базе этих учреждений созданы и работают школы, где постигают азы искусства быть родителями желающие принять детей-сирот на воспитание.
В свою очередь министерство общего и профессионального образования Ростовской области ищет новые формы и методы работы с принимающими родителями. Одной из таких новаций является организация выездной школы принимающих родителей, которая была впервые проведена в Ростовской области в августе 2011 года.
С 8 по 11 декабря в детском оздоровительном лагере «Котлостроитель» в поселке Красный Десант Неклиновского района проведут зимнюю школу принимающих родителей. В работе выездной школы примут участие девять принимающих семей. 14 опекунов и 51 ребенок-сирота, переданный им на воспитание, смогут не только хорошо отдохнуть, но и получить ценные знания по всем вопросам, связанным с воспитанием детей, преодолению кризисных ситуации в семье.
Фото: Фото с сайта Roditeli.ua