Одна моя знакомая хотела стать библиотекарем, потому что очень любила читать. «Могу точно сказать – читать в библиотеке некогда!» – как отрезала директор библиотеки Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» Елена Константиновна Чикулаева.
– Какой застали библиотеку, придя в 1968 году простым библиотекарем?
– В очень хорошем состоянии. Я не могу сравнить ту библиотеку с теперешней, так как фонд был на много меньше, да и студентов тоже. Но в целом библиотека соответствовала высокому уровню по тем временам: было где-то четыреста тысяч книг. Библиотека всегда пользовалась большим спросом: проводили конференции, встречи с писателями…
– Что было сделано с тех пор, и какие проблемы вставали на протяжении существования библиотеки?
– Основная проблема – это помещение: в библиотеке университета должно быть много читальных залов, отделов обслуживания. У нас, как и во многих вузах, наблюдается некая разрозненность читальных залов и абонементов. Но это – издержки любой университетской библиотеки. Сейчас ректорат выдвинул идею построить новое помещение для библиотеки, на ул. Островского. Вообще, много что сделано. В нашей библиотеке одной из первых, еще в 1991 году, появилась автоматизированная система – создана электронная база данных. Проще говоря, всю информацию о новых книгах, которые мы получаем, вводим в компьютер. Это значительно облегчает навигацию. Уже десять лет существует электронный читальный зал. С 1996 года создана и пополняется база данных трудов ученых РИНХа. Не говоря уже о поисковых системах «Консультант +», «Гарант» и других. Сейчас остро встал вопрос о полной текстовой электронной базе данных: ЭБС. Вообще наш вуз – один из лидеров в вопросах информатизации библиотечного дела. К примеру, у нас есть электронный путеводитель по библиотеке: что в каком отделе можно найти.
– При столь тотальной автоматизации, не вытеснит ли машина человека совсем?
– Нет, это невозможно. Машина может только облегчить труд. Когда к нам приходит читатель, мы помогаем ему сориентироваться в этом пространстве. У нас еще нет автоматизированной выдачи, но к этому мы тоже идем. Электронный читательский билет, электронная заявка, чтобы читатель сразу знал, не выдана ли необходимая книга. Конечно, если сравнить с тем, какую работу вели мы, наше поколение, с тем, что сейчас, это – небо и земля, по объему нагрузки…
– А чем вообще занимается библиотекарь, помимо видимой читателю части?
– Некоторые говорят, что вы там, в библиотеке, только сидите, читаете книги. Могу точно сказать – читать в библиотеке некогда! Почти целый день весь штат сотрудников на ногах. Во-первых, содержание книг в надлежащем виде: их надо постоянно очищать от пыли. У большинства работников в связи с этим формируется профессиональный недуг – аллергия на книжную пыль. Врачи сразу опознают библиотекарей. Раньше за вредность даже выдавали молоко и спецодежду. Очень важна функция шифрования – присвоение каждой книге индивидуального шифра. Шифры – это номера, индексы книг. Они располагаются по этому «цифровому имени-адресу», без которого невозможно что-либо найти в огромном море книг. Эта работа – очень сложная, вдумчивая: человек без специального образования не справится. Комплектовать библиотеку – наиболее ответственная и необходимая часть нашей работы. Книгообеспечение очень важно для любого учебного процесса.
– Над какими особенными проектами сейчас работает библиотека?
– К юбилею университета у нас создана электронная база «Хронология РГЭУ «РИНХ». Когда-то выходила специализированная газета «Советский экономист», потом – просто «Экономист». Мы подбирали самые интересные заметки о наших ученых, о жизни вуза, и все это в свое время складывалось в папочки, по годам. А теперь вот мы создали эту базу с полными текстами.
Екатерина ЛЯХОВА
Фото: Фото Дарья КРАСАВИНА