Заместитель директора департамента науки и образования министерства культуры РФ Александра Аракелова
заявила, что школы искусств смогут вернуть прежний высококачественный уровень образования. Это стало возможным в связи с изменениями в законодательстве.
В советское время школы искусств имели статус «детских». С 1992 они квалифицировались как учреждения непрофильного образования. Это повлекло за собой недостаток финансирования и упадок уровня образования.
«Мы не могли ничем помочь, так как нормы закона не позволяли на федеральном уровне установить те или иные требования к деятельности школ искусств, в том числе и в части их финансирования. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Одним из главных достижений стало право субъектов РФ помогать муниципальным школам искусств в части финансирования. То есть выделять деньги для реализации дополнительных предпрофессиональных программ», – рассказала Аракелова.
Для школ искусств 2011 год явился переломным: в июне президентом были подписаны три закона: два «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
«Эти законы закрепили новый статус образовательных программ школ искусств как «предпрофессиональных», подчеркивая связь и преемственность с программами среднего специального и вузовского образования, а также расширили возможности финансирования этих учебных заведений. Последние изменения в законодательстве позволят вернуть российским школам искусств прежний высокий статус: то, для чего они создавались более 100 лет назад, то есть для преподавания начальных профессиональных навыков детям, а не только для того, чтобы давать им общеэстетическое образование», – объяснила замдиректора.
По этим программам школы искусств начнут работать со следующего учебного года.Законодательные изменения помогут решить проблемы с низким уровнем заработной платы учителей и их досрочным назначением пенсии по выслуге лет.
«Неравенство между преподавателями детских школ искусств, которые работают с одаренными детьми, и педагогами общеобразовательных школ, у которых ниже норма часов за ставку заработной платы и имеются различные социальные льготы, – несправедливо», – считает Аракелова.
Правительство поручило Минкультуры разработать программу по поддержке детских школ искусств.
«В этой программе мы хотим учесть такие насущные вопросы, как поиск средств на повышение квалификации преподавателей, пополнение библиотечных фондов, приобретение музыкальных инструментов и другого технического оборудования, – сообщила Александра Аракелова. – День знаний, отмечаемый 1 сентября, должен принести не только ощущение радости от встречи с новыми учениками, но и вполне реальную надежду на решение давно назревших проблем. У нас замечательные педагоги с достойным образованием, которые передают своим питомцам не только мастерство, но вкладывают в них душу – иначе невозможно научить любить искусство, заложить основу нравственных ориентиров, сформировать будущих ценителей прекрасного – аудитории концертных залов и театров».
По материалам «РИА Новости»