
Технику не на что покупать, говорят экперты
В России произвели 4920 единиц тракторов за девять месяцев 2025 года, что на 19,2% меньше, чем за аналогичный период 2024 года, сообщает Росстат. При этом в сентябре российские заводы выпустили 473 трактора, это на 24,6% меньше, чем годом ранее.
Производство сеялок за девять месяцев 2025 года снизилось на 17,5% — до 5363 единиц. В сентябре заводы выпустили 363 сеялки, снижение относительно сентября прошлого года составило 38,2%, относительно июля текущего года — 27,3%.
При этом отгрузки отечественной сельскохозяйственной техники на внутренний рынок России в январе — сентябре 2025 года упали на 26,5% и составили 114,3 миллиарда рублей, следует из данных Ассоциации «Росспецмаш».
Сильнее всего уменьшились поставки зерноуборочных комбайнов — почти в полтора раза — до 1570 единиц. Отгрузки зерноочистительных машин упали на 39% — до 474 штук. Поставки сельскохозяйственных тракторов сократились на 37% — до 1971 единиц. Среди основных видов техники только отгрузки машин для внесения удобрений показали рост на 39% — до 270 единиц.
«Ситуация такая в сельском хозяйстве: не за что покупать. [Даже импортную]. Это естественно. Вот, допустим, прислали из Белоруссии технику. Может, кто-то бы и купил, да не за что», — сказал Александр Родин, президент Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств и сельхозкооперативов (АККОР) Ростовской области.
С ним согласен и президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
«Все элементарно: на фоне удорожания техники [идет] оскудение денег в карманах сельхозпроизводителей. Вот и все. Два негативных фактора с разных сторон столкнулись друг с другом. Поэтому такое обвальное падение закупок техники», — отметил Злочевский.
Он подчеркивает: ситуация может измениться, когда отменят экспортные пошлины на сельхозпродукцию.
«Когда восстановится нормальная экономика зерновых, хоть какие-то деньги появятся у крестьян. Потому что вернуть назад цены на технику в данной ситуации в принципе невозможно. Но они ссылаются объективно на то, что очень сильно подорожал металл, энергетика. Это же всё входит в себестоимость техники, которую они изготавливают. И это всё отражается в её конечной стоимости. Они же тоже не могут изготавливать технику бесплатно. У них ресурсы очень сильно подорожали, и это все отразилось в стоимости. Здесь некуда ужаться. А поднять экономику в карманах крестьян можно достаточно оперативно и быстро», — добавил Аркадий Злочевский.
«Ростсельмаш» основали в 1929 году. Тогда на площадке работали пять цехов, где выпускали крестьянские ходы, поперечные грабли, тракторные плуги и сеялки. Сегодня на «Ростсельмаше» работают более 15 тысяч сотрудников, компания выпускает машины и оборудование для сельскохозяйственных операций — от подготовки почвы до первичной переработки зерна. Компания экспортирует технику в 20 стран. «Ростсельмаш» закончил 2024 год с чистой прибылью в 6,9 миллиарда рублей. Это в 2,3 раза ниже, чем по итогам 2023 года. Общая выручка завода за 2024 год составила 78,3 миллиарда рублей, снизившись по сравнению с 2023 годом почти на 20 миллиардов рублей.
Ассоциация «Росспецмаш» — это некоммерческая организация, в которую входят 246 компаний. Президент ассоциации — совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин.
«Росспецмаш» сообщает, что основные причины сокращения российского рынка сельхозтехники остаются прежними: высокая ключевая ставка ЦБ, низкая доходность аграриев и недостаточное финансирование госпрограмм.
В совокупности это не дает предприятиям вернуть объемы выпуска и продаж техники хотя бы на уровень прошлого года, который был «худшим для отрасли» в последнее время, говорится в сообщении «Росспецмаша».
В ассоциации предлагают ежегодно выделять не менее 20 миллиардов рублей на «программу 1432». В 2025 году на нее выделили 10 миллиардов рублей.
Федеральная программа «1432» работает так: аграрии покупают отечественную технику со скидкой, а разницу заводу-изготовителю возвращает государство.
Кроме того, «Росспецмаш» заявляет о необходимости возвращения «программы 1269», которая позволяла производителям сельхозтехники получать господдержку для экспорта техники. По оценке ассоциации, для ее эффективности на эти цели необходимо выделять субсидии в размере 1 миллиард рублей ежегодно до 2035 года.
Весной он сообщил, что полугодовые запасы техники не распроданы. Причинами падения продаж Константин Бабкин считает:
экспортные пошлины на зерно и низкую доходность аграрного бизнеса;
запредельно высокую ключевую ставку Центробанка;
недостаточное финансирование мер господдержки аграриев и машиностроителей;
рост себестоимости производства техники и сельхозпродукции.
Из-за падения рентабельности фермерских хозяйств и роста себестоимости производства рухнул спрос на сельхозтехнику, говорил первый заместитель гендиректора «Ростсельмаш» Алексей Швейцов.
«У нас есть уже дефицит техники. За предыдущие три года мы все, не только „Ростсельмаш“, недопоставили в рынок техники на один год, снижение на 74% по поставкам к уровню 2021 года», — говорил Швейцов.
При этом дефицит парка зерноуборочных комбайнов оценивается на уровне 37 тысяч единиц, тракторов — 50 тысяч единиц, отметили в «Ростсельмаше». Швейцов добавил, что стареющий парк сельхозтехники приводит к снижению производительности и качества сельхозпродукции.





