Группа «Ария» представит в Ростове-на-Дону новый альбом «Проклятье морей». Концерт пройдет 30 марта в КСК «Экспресс». Гитарист «Арии» Сергей Попов рассказал 161.RU о новом альбоме, отношении к современным рок-фестивалям и способах продвижения музыкантов.
— Ваш последний альбом «Проклятье морей» длится больше 70 минут — это рекорд для группы. По какому принципу в этот раз отбирали песни?
— По длительности треки специально не выбирали — так получилось. Критерий стандартный: автор приносит наработки, и все вместе мы решаем, беремся за песню или нет. У каждого из нас в закромах есть заготовки, которые порой годами ждут своего часа. Идее лет 15, а воплощение она получает только сейчас — так тоже бывает.
— Альбом 13-й по счету, и, наверное, только ленивый не спросил у вас о суевериях. Мне же интересно, появилась ли за эти годы творчества отлаженная система работы над релизами?
— К сожалению, нет. Дело в том, что альбом — это работа не только пятерых музыкантов. Часто музыка, аранжировки готовы к записи, а тексты — нет. На последних записях как раз так происходило. Никакие лайфхаки, увы, не работают. И да — мы совсем не суеверные (Смеется).
— «Ария» — одна из немногих отечественных групп, которые за столько лет не изменили своему стилю. На ваш взгляд, что привлекает внимание аудитории, особенно молодую публику?
— Честно говоря, для нас это загадка — почему молодое поколение всё активнее интересуется нашей музыкой. Сейчас совершенно другое информационное пространство и столько всего вокруг, поэтому удивительно наблюдать на концертах парней и девушек 15–17 лет. Удивительно и приятно.
Мы всегда делаем то, что умеем и любим. И каждый новый альбом отличается от предыдущего своим настроением. Особенно хорошо это чувствуется в процессе записи. Мне кажется, мы потихонечку, но стабильно идем вперед.
— На обложке альбома «Проклятье морей» вы предстали в довольно воинственном образе. Кто придумал концепцию?
— Оформлением альбома занимался белорусский художник и дизайнер Эд Юницкий. А фотографии были сделаны в районе Балаклавы во время гастролей. Там выделили день для фотосессии. Позже снимки обработали и использовали для альбома. Так что специальной съемки для этого релиза не было, взяли уже существующие фото.
— Пару лет назад вы выступали в Ростове с симфоническим оркестром в рамках всероссийского тура. Какой опыт принесла эта коллаборация?
— Работать с профессиональными музыкантами — огромное удовольствие. По сравнению с ними мы более самодеятельные. Я получил незабываемые впечатления: играешь, а вокруг тебя музыка — вроде бы такая знакомая, но в оркестровых аранжировках она звучит абсолютно по-новому. Песни буквально заново открываешь для себя.
— Были встречи с мировыми музыкантами, которые для вас стали знаковыми?
— Пожалуй, нет. По крайней мере, у меня таких встреч, чтоб прямо в душу запали, не было. Возможно, у других участников группы найдутся. Как правило, даже если мы работаем с именитыми артистами — с Deep Purple например, либо совсем не общаемся с этими музыкантами, либо поверхностно. Иногда можем только сфотографироваться.
Все думают, что если мы играем с другими группами на одной сцене, значит, мы друзья и круглосуточно вместе. Это миф. На самом деле всё не так. У каждого своя гримерка, свое расписание, и мы иногда даже не пересекаемся.
— Чего не стоит делать поклоннику «Арии» при общении с группой?
— Любому человеку не нравится навязчивость. Музыканту — в частности. Когда человек слишком настойчиво хочет с тобой пообщаться, это не всегда приятно и уместно. Всегда нужно уважать личное пространство друг друга. Иногда фанаты позволяют себе чуть больше, но мы стараемся с пониманием к этому относиться, не напрягаемся.
— Как раньше доставали западную музыку?
— В силу возраста (Сергею 59 лет. — Прим. ред.) я помню некоторые трудности. Да, тогда не было интернета, не было мобильных телефонов, и информация собиралась по крупинкам. Поймать по радио «Голос Америки» или какие-то музыкальные передачи было целым событием. Людей, которые по работе, например ездили за границу, мы просили привозить пластинки.
А еще иностранцы приезжали: мы их ловили около гостиниц и покупали винил вместе с другими дефицитными товарами — жвачками и джинсами. Музыку потом перезаписывали с пластинки на пластинку, и после таких 3–4 манипуляций качество звука, конечно, сильно ухудшалось.
Желанными были и западные музыкальные инструменты. В советское время было круто иметь в арсенале американскую гитару. Вопрос был не только в высокой цене — их было крайне трудно достать.
— Недавно вы впервые приняли участие в программе «Вечерний Ургант» как музыкальные гости. Какие впечатления остались после съемок?
— Всё было очень слаженно: нам назначили время, мы приехали и сразу начали саундчек. Зрителю кажется, что Иван Ургант на протяжении всего шоу сидит на своем месте. На самом деле мы записывались без него. После проверки звука начали съемку, и мы все сыграли с первого дубля. Провели на съемочной площадке полдня, но саму песню (группа сыграла трек с нового альбома «Гонка за славой». — Прим. ред.) записали быстро.
Мы использовали местную аппаратуру, а потом звукорежиссер свел полную музыкальную картинку. Там работают опытные люди, они много лет этим занимаются, поэтому нам оставалось только играть.
— Пару дней назад вы анонсировали старт нового проекта на платформе Planeta.ru. Как в целом относитесь к краудфандингу?
— Мы подумали и решили, что в этом случае будет уместно запустить сбор средств. Это все-таки не выпуск альбома: к альбому мы бы не стали никого привлекать. Это будет концертное видео, и мы, открыв проект на «Планете», одновременно мониторим, насколько материал будет интересен нашим слушателям и готовы ли они «вписаться» за него.
Предстоящий концерт, который мы хотим записать, очень масштабный и затратный — 30 апреля мы выступим на московском стадионе «ВТБ Арена» (вместимость — до 33 тысяч человек. — Прим. ред.). Дополнительная финансовая помощь нам, так скажем, не повредит.
— Вы согласны с мнением, что «"Нашествие" уже не то»? Как меняются российские рок-фестивали в целом?
— Изменения есть и в хорошую сторону, и в плохую. С одной стороны — играем дома, удобная логистика, площадки технически отлично оснащены. В организационном смысле фестивали заметно выросли.
С другой стороны есть момент, с которым я не согласен, но я не могу говорить за всю группу. Лично мне не нравится, что часто, в том числе и на «Нашествии», разыгрывают патриотический спектакль. Мы все-таки не политическая партия. Я считаю, что это спекуляция. Я остаюсь в стороне и не лезу, у меня нет желания присоседиться к бюджетным деньгам на такой трендовой теме.
Так называемые фестивали зачастую имеют спорный состав исполнителей, которых с трудом можно отнести к рок-музыке. На крупных западных фестивалях выступают группы одного калибра, а у нас может быть всё — от попсы до треш-метала. Понятно, что организаторы хотят объять необъятное и привлечь больше зрителей, нивелируя это названием — рок-фестиваль.
По моим ощущениям, с советских времен еще тянется этот образ кабака — когда автор хотел, чтобы песню исполняли за столом в ресторане. Уровень индустрии как тогда был гораздо ниже западного, так и сейчас.
— Что нужно сделать, чтобы рок вновь стал самой востребованной музыкой?
— Времена меняются, и сейчас умами молодежи завладел хип-хоп. Это довольно доступный для восприятия стиль, поэтому охват аудитории широкий. Тем более каждый человек, не являясь музыкантом, может скачать пару компьютерных программ, чтобы начать писать треки. И петь ничего не надо — наговорил что-то, и вот ты вроде бы уже музыкант. Другое дело — хеви-метал, где нужно прилично владеть инструментом.
Рокеры делают свое дело. А вот то, что нет медиа- и концертных площадок — плохо в первую очередь для молодых музыкантов. Это вопрос к вам, представителям медиаресурсов. Чем больше творчество рокеров будет освещаться, тем выше будет интерес. Нас же и по радио практически не крутят, не говоря уже о телевидении.
Конечно, есть пример Монеточки, которая продвигалась в Сети. Я слышал о ней, но не знаю, что это за музыка. Монеточка — одно из исключений, но не тенденция. Должны быть механизмы продвижения. Раньше была передача «Алло, мы ищем таланты» — что-то похожее стоит организовать и для начинающих рокеров. То, что называется шоу-бизнесом, должно работать комплексно. Отдельные «выстрелы» считать не стоит.
Если вы хотите первым читать самые интересные материалы, подписывайтесь канал 161.RU в Telegram: t.me/news161ru.
Увидели что-то интересное в городе? Присылайте информацию на почту редакции 61@rugion.ru, в нашу группу «ВКонтакте», а также в WhatsApp по номеру +7–918–50–50–161.