В центре Ростова есть необычный магазин книг «Бубука». Необычен он тем, что внутри, на небольшой площади, помимо полок с книгами разместились все детские фантазии, воплощенные в жизнь: тайная комната из «Гарри Поттера» и Чеширский кот, летающие книги и муми-тролли Туве Янссон, огромное сказочное дерево и планеты Солнечной системы. Всё это — детали интерьера «Бубуки», где кроме покупки книг, посетители могут выпить кофе, послушать лекцию, посмотреть детский спектакль. Могли: сейчас «Бубука», как и другие книжные магазины, закрыт. Его владельцы, Павел и Екатерина Бердутины, рассказали о том, как их бизнес переживает сложные времена и почему они все равно настроены оптимистически.
Инопланетянин, который свалился на Землю
Идея открыть собственный книжный магазин родилась у Бердутиных во время путешествий. В семье очень любят читать, и перед каждой поездкой в другую страну Павел и Екатерина составляли список книжных, в которые хотели заглянуть. Где-то — оценить интерьер, где-то — поискать редкое издание, где-то — посмотреть, как всё устроено. Всё, что нравилось, запоминали, а полтора года назад, в ноябре 2018-го, решили — почему бы и нет.
— «Бубука» — это семейный проект. Нам всегда нравились места с книгами. Но много книжных магазинов сейчас принадлежат издательствам и активно продвигают книги, которые выпускают эти издательства. «Бубука» же — это независимый книжный магазин, и мы вольны продавать книги, которые нам самим нравятся. Это такой пазл из наших путешествий: что-то мы подсмотрели, что-то придумали свое. После книг добавились игрушки и кофейная зона. Затем мы начали проводить мероприятия: спектакли, мастер-классы, лекции, — рассказывает Павел.
Интерьер магазина Екатерина и Павел разработали сами. Воплощали в жизнь тщательно, не торопясь, помогали друзья. Логотип с изображением забавного крылатого человечка придумал 7-летний сын Теодор.
— Он нарисовал человечка по имени Бубука и придумал историю о нем. Сказал, что это инопланетянин, который свалился на Землю со своей планеты, «в дыру, как в бублике», — улыбается Павел.
Когда пришла пандемия
Сначала в «Бубуке» планировали продавать только детские книги. Поэтому 80% клиентов были родителями с детьми. Но потом Бердутины заметили, что взрослые хотят что-то подобрать и себе. Ассортимент начали расширять, продавать книги по архитектуре, дизайну, музыке и актуальные новинки литературы, чтобы интересно и самим родителям, и вообще гостям без детей. К марту, когда в Ростове начали говорить о пандемии, покупателей в «Бубуке» стало меньше.
— Пока наша аудитория в основном — мамы и дети. И это наиболее чувствительная аудитория. Сначала мы увидели, что гости начали обращаться, чтобы сдать билеты на те мероприятия, которые должны были состояться в ближайшее время. На 50% сократилась выручка, — вспоминает Павел.
К этому времени в «Бубуке» проводили 6–7 различных мероприятий в неделю, в основном для детей. Этот сегмент просел быстрее всего.
— Мы понимали, что нас ждет непростое время, что идет какая-то волна, которую не можешь контролировать. Настроения были смешанные, тревожные, — говорит Павел.
«Бубука» работала до последнего: сотрудники носили маски, использовали антисептики, несколько раз в день обрабатывали помещение. Но в конце марта всем пришлось уйти на самоизоляцию, а магазин закрыть.
Подарок приезжает к имениннику
— Первые дни у всех была тревога, потому что не было конкретного плана. Но мы быстро стали креативить, думать, что можно предложить нашим гостям. Поняли, что ни в коем случае нельзя забывать про магазин в это время, чтобы и нас не забывали. Организовали онлайн-доставки, выдачу товара в самом магазине. Ну и осознали, что наших гостей надо еще чем-то развлекать. И перенесли часть мероприятий в онлайн, — рассказывает Павел.
«Бубука» начала выходить в эфир и читать детские книжки, проводить лекции. Павел и Екатерина начали сотрудничать с издательствами и делать эфиры с авторами книг. Потом совместно с языковым клубом организовали онлайн-театры: в прямом эфире разыгрывали сценки из зарубежных книг на языке оригинала. Павел лично развозил заказы по городу. За апрель книг продалось меньше в четыре раза, чем в обычное время, но люди заказывали, нельзя было их подводить: это была возможность удержать магазин на плаву.
Онлайн и офлайн
Бертудины давно вынашивали идею более активно заявить о себе в онлайне. Ситуация с коронавирусом лишь подтолкнула к этому решению.
— Мы давно собирались делать сайт, но тоже не стали спешить. Все заказы и доставка у нас через профиль в инстаграме. Сейчас сайт готов на 90%, и мы его запустим. Прямые эфиры мы тоже хотим оставить — они понравились нашим подписчикам. Если раньше наша мечта была привести московского или питерского писателя или иллюстратора, но это было для нас дорого, то сейчас в онлайне мы можем получить интересного гостя с помощью издательств, — объясняет Павел.
С другой стороны, уходить в онлайн насовсем Бердутины не хотят. Там сложнее установить контакт с людьми.
— И еще мы очень соскучились за своими маленькими гостями. Когда ты в магазине и видишь глаза детей после спектакля, это самая большая отдача. Всё это мы хотим вернуть, — объясняет Павел.
— Кризис — это время подумать, решить те вещи, которые всё время откладывались. С точки зрения бизнеса нужно попытаться воспользоваться всеми вариантами. К нам приходят в магазин и сразу раздеваются, как в гостях. То есть все настроены на то, что проведут у нас много времени, и мы не хотим это терять, — добавляет Екатерина.
В сложных условиях, в которых сейчас оказался бизнес, мы считаем важным поддержать местных предпринимателей. Мы запустили проект «Маленький, но гордый бизнес», где будем рассказывать о мотивации, успехах и провалах владельцев небольших компаний. Если у вас есть свое дело, поделитесь с нами, как вы его создавали и как переживаете нынешние трудные времена.