В Госдуму внесен законопроект «О ресторанном сборе для дополнительной поддержки участников специальной военной операции», авторы которого предлагают перечислять по 1% с каждого чека в ресторанах, ночных клубах и барах «на нужды СВО». В беседе с корреспондентом 161.RU ресторатор Дмитрий Левицкий оценил идею.
Дмитрий Левицкий — российский ресторатор, основатель группы компаний Hurma, один из создателей самого крупного гастрономического фестиваля GASTREET, популярный телеведущий.
— Мое отношение к этому, конечно, негативное. Любая обязаловка — это всегда больше минус, чем плюс. Есть люди, которые хотят это делать, поддерживают добровольно кого хотят и что хотят. А когда заставляют принудительно поддерживать, то это не очень здорово. К тому же депутатом это заявлено как некий «налог на развлечения», что абсолютно неправильно, — заявил Левицкий.
В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что «взимание ресторанного сбора не вызывает негативного общественного резонанса со стороны посетителей, поскольку его взимание составляет незначительную часть чека (процент чаевых в ресторанах значительно больше), но создаст положительный эффект в рамках всей страны по оказанию помощи участникам специальной военной операции». Если закон примут, то каждый 1% от покупки в заведении общепита будет направляться в государственный фонд «Защитники Отечества».
В интервью «Газете.Ru» один из авторов идеи, коммунист Михаил Матвеев заявил, что идею ему подсказал совладелец одного тольяттинского ресторана, когда они обсуждали «диссонанс между тем, что идут боевые действия, наши солдаты в окопах, и тем, что масса народу продолжает жить обычной мирной жизнью, посещая рестораны, кафе, ночные клубы, дискотеки».
— Рестораны для развлечений — около 10% всего нашего общепита. Если допустить, что мера коснется всех, то платить этот налог будут и в палатке с шаурмой, и где обедают обычные люди, — отметил Левицкий. — Это не вопрос того, что люди будут развлекаться — люди просто едят. Поэтому, если «налог на развлечения» введут для всех предприятий общественного питания, это будет, прямо скажем, притянуто за уши.
По данным Ростовстата, только за январь-сентябрь 2022 года оборот ресторанов, кафе, столовых и закусочных Ростовской области увеличился на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 35,7 миллиарда рублей. В числе причин аналитики называют снятие ковидных ограничений, а также открытие в прошлом июле сети «Вкусно — и точка» и расширение сетей «Бургер Кинг» и KFC.
Соучредитель группы ростовских ресторанов «Магадан», «Эрти», «Хинкали и Эклеры», «Бурка» Гаджи Зулумханов в комментарии для 161.RU отмечал, что старается не повышать цены на позиции в своих заведениях. При этом стоимость продуктов после перехода на российских поставщиков выросла в некоторых случаях до 40–50%. По его мнению, посещение ресторанов в трудные времена может даже увеличиваться.