
В 2022 году группе компаний «Сокол» исполнилось 25 лет, в честь юбилея президент компании Арутюн Сурмалян провёл пресс-ланч
Фото: ГК «Сокол»
Поделиться
В Ростове 31 мая прошла встреча журналистов с основателем группы компаний «Сокол» Арутюном Сурмаляном. Мероприятие организовали по случаю
На пресс-ланче обсудили важные для города вопросы: нынешнее положение дел в бизнесе, работу в условиях санкций и нашумевший проект музея советского разведчика Геворка Вартаняна. Также удалось побеседовать и о личном: семье, успехах детей и самых тревожных моментах в работе.

Встреча проходила в неформальной обстановке
Фото: ГК «Сокол»
Поделиться
Утро 31 мая — жаркое. В холле бизнес-центра «Пять морей» собрались журналисты и гости мероприятия. Ровно в назначенное время в здание вошел спикер. Арутюн Сурмалян пожал руки присутствующим и гостеприимно пригласил всех за стол.
— Место, в котором мы собрались, — проект моей старшей дочери, — с гордостью сказал бизнесмен.
Когда все расположились, прозвучал первый вопрос — о будущем музее Геворка Вартаняна.
О музее Геворка Вартаняна
Идея создать музей имени советского разведчика принадлежит Арутюну Сурмаляну. Сначала его хотели открыть в доме, где родился Вартанян, в районе железнодорожной больницы, но в здании было недостаточно места и от его прежнего вида почти ничего не осталось.
— Тогда я обратился к городу. Под масштабный инвестиционный проект губернатор может предоставить земельный участок без торгов для строительства, например жилья. Но ведь есть еще и социальные объекты. Я сказал, что готов построить музей Вартаняна и передать его безвозмездно на баланс города, чтобы это был городской патриотический музей, — рассказал Сурмалян.
Тогда компании предоставили участок 498 квадратных метров на улице Серафимовича, 70. Проект музея уже готов. Но возникли некоторые сложности.
— Мы столкнулись с тем, что не можем начинать строительство, потому что впритык с участком, который нам предоставили, находятся аварийные здания. Дома были расселены — там никто не жил, но подпорки одного из них находились на нашем земельном участке. Начали разбираться: город объявил, что два здания (
По словам бизнесмена, удостоверившись, что дома снесут по закону, он поинтересовался, можно ли на месте снесенных объектов сделать сквер с фонтаном. Идею поддержали.
Сносы на Семашко
— Мы встречались с компанией, которая сносит. Ребята обещали сохранить ценный кирпич, — добавил Сурмалян.

Так выглядит действующий проект будущего музея
Эскиз: ГК «Сокол»
Поделиться
О поводах для гордости
В этом году ГК «Сокол» исполнилось 25 лет, за это время реализовали больше 100 крупных проектов. Но своей главной гордостью Арутюн Сурмалян называет торговый центр «Сокол» на проспекте Стачки.
— В свое время я болел «Соколом». Три года практически жил в нём. Это, безусловно, наш главный проект, — поделился бизнесмен. — Сейчас могу целый год не заходить в него, но оставаться уверенным, что там всё в порядке. У меня такой подход: пока строишь объект, нужно жить им, пока не доведешь до идеала. Потом уже можно просто контролировать — отойти.
Когда в одном из российских ТЦ случился большой пожар, проверки начались повсеместно. В «Сокол» тоже пришли протестировать системы пожарной безопасности.
— Я был уверен, что у нас всё хорошо — так и оказалось. Тогда к нам пришел журналист и попросил показать, как всё работает. Я и показал. Сам. Я знаю каждый сантиметр на объекте, так что и без главного инженера могу всё объяснить. Попросили проверить, сработает ли система пожаротушения. Я предложил выбрать любые десять сплинкеров на разных этажах — всё работало как часы. Многие издания тогда написали, что у нас самая надежная противопожарная система, — рассказал основатель ГК «Сокол»
Также бизнесмен поделился, что получает удовольствие, когда смотрит на результаты своих дел. Речь не о коммерческих успехах, а о пользе, которую ГК «Сокол» приносит городу.
— Мне нравится делать красивые вещи, некоммерческие. Например, спортивные площадки. Иногда специально проезжаю мимо объектов и наблюдаю, — делится спикер. — А когда я подъезжаю к спортплощадке и вижу, что на оборудовании занимаются дети, обязательно спрашиваю, всё ли им нравится. Обычно отвечают, что всем довольны. Дети — самые честные судьи, тем более они же не знают, что это я строил. Это очень приятно.
О принципах
Арутюн Сурмалян говорит, что его основной принцип и в жизни, и в бизнесе — держать свое слово. На этом строится стиль ведения дел в целом.
— Еще могу выделить такие принципы: достойно платить сотрудникам, сохранять лицо в любой ситуации и быть социально ориентированным. Иногда последнее срабатывает в ущерб делу. Я понимаю, что нарушаю бизнес-этику, но я родился и вырос в простой рабочей семье, для меня важно быть полезным, — пояснил он.

На самом старте компания ещё не занималась строительством
Фото: ГК «Сокол»
Поделиться
О кризисах
В бизнес-среду Арутюн Сурмалян попал в 1997 году. Тогда его компания еще не занималась строительством, а торговала и прокладывала коммуникации для Водоканала. И уже через год случился первый кризис. По его словам, на восстановление ушло три года.
— Долго приходили в себя, привлекали заемные средства, но в итоге никому не остались должны и выровнялись. Наверное, бог оберегал, — поделился герой. — Потом был сложный период в
Об интуиции
В ответ на вопрос, не было ли тревожно браться за дом для обманутых дольщиков, Арутюн Сурмалян рассказал, что изначально был уверен, что достроит эти здания.
— Я всегда ориентируюсь на свою интуицию. Меня это ни разу не подводило. А если бы я почувствовал тревогу, я бы не стал браться за дело. Зачем? — признался спикер. — Есть одна история. Четыре года назад меня уговаривали поучаствовать в проекте: большая презентация, бизнес-план, сумасшедшая стройка, доходы огромные! Я почти согласился, но попросил тайм-аут, чтобы подумать. Всю ночь перед итоговой встречей не мог уснуть, представляете? В 5 утра проснулся и почувствовал тревогу. А когда мы встретились с потенциальными компаньонами, я заявил, что отказываюсь. Все очень удивились. Но я даже не стал даже объяснять. Но те люди, что согласились войти в этот проект, до сих пор расхлебывают последствия.
О семье
В течение всей встречи бизнесмен не раз упоминал свою семью и с гордостью рассказывал о достижениях детей.
— Когда в семье всё в порядке — это уже помощь бизнесу. Приходишь домой, а там любимая жена, дети… Правда, сейчас с детьми мы только по видео общаемся, но каждый день. Дома живем втроем — моя мама, жена и я. И когда дети рассказывают о своих успехах, сразу лучше становится. После важного дела кто-то из них пишет: «Папа, всё хорошо». Я радуюсь, а значит, это помогает моему бизнесу. Почему нет? — подытожил герой.