В последние годы в универсамах Ростова-на-Дону стало существенно увеличиваться количество продуктов от локальных поставщиков, и сегодня этот тренд продолжает набирать обороты. Чем обусловлен такой прирост и какой прогноз на будущее дают эксперты — читайте в нашем материале.
Торговые сети выбирают местное
Один из главных трендов последних лет на рынке FМСG (товаров повседневного спроса), по оценкам аналитиков, — рост доли крупных федеральных сетей. Так, по данным INFOLine, еще в 2015 году на топ-10 крупнейших сетей приходилось 24,3% рынка, а годом ранее — всего 21,6%.
Интересно, что именно с этого времени на полках универсамов начинает активно расти и доля товаров местного производства. По оценке руководства компании Х5 Retail Group, курс на импортозамещение стал эрой новых возможностей для региональных производителей.
Только в 2015 году ассортимент универсамов сети «Пятерочка» в регионах ЮФО пополнился продукцией 80 новых местных поставщиков. Наибольшую активность тогда проявили производители из Ростовской области.
В настоящее время, по оценкам торговой сети «Пятёрочка», доля местных производителей в ассортименте универсамов сети в южных регионах превысила 90% в хлебобулочной продукции, 60% в молочной гастрономии и напитках. Общая доля товаров местных товаропроизводителей растёт в среднем за год на 10–15%.
— Очень здорово, что сегодня в магазинах представлена продукция наших производителей, — говорит Ирина Васильевна, постоянная покупательница «Пятерочки». — Такие продукты полезнее, да и покупатели к ним привыкли, знают с детства.
Спрос создает предложение
Объёмы реализации продукции напрямую зависят от покупательского спроса. Поэтому местным производителям необходимо искать конкурентные преимущества перед товарами, которые представлены на региональном, федеральном и даже международном рынках, а также перенимать механизмы и инструменты, которые позволят продукции быть интересной покупателю.
К слову, если последние лет десять российские товаропроизводители в некоторых случаях буквально «продавливали» свое присутствие в регионах, то сейчас ситуация обратная.
Одной из причин роста интереса торговых сетей к местным поставщикам аналитики называют рост курса валют. По факту, производить продукты питания в России сегодня стало более выгодно, чем ввозить их из-за рубежа, поэтому региональные поставщики стали активно бороться за «место под солнцем».
Например, поставщик торговой сети «Пятёрочка» должен соответствовать следующим критериям: соответствие единым стандартам, прозрачность, открытость, конфиденциальность, эффективность и разумная предусмотрительность. Сегодня в ассортименте каждого универсама торговой сети, как правило, более 4000 наименований продуктов. В нашем регионе доля местных производителей занимает порядка 30%.
Для универсамов наступают хорошие времена
Сегодня наблюдается прирост покупательской активности. При этом ситуация в Южном федеральном округе даже лучше, чем в целом по стране, отмечают эксперты.
— Сегодня магазинам формата «у дома» покупатели отдают большее предпочтение, чем гипермаркетам,— рассказывает директор Южного дивизиона торговой сети «Пятерочка» Геннадий Таран. — Наша сеть — наиболее динамично развивающаяся сегодня. С начала 2017 года только в ЮФО мы открыли более 220 магазинов. Сегодня есть все предпосылки для того, чтобы в 2018 году розничная торговля ЮФО по всем ключевым показателям вышла на докризисный уровень.
Со слов ритейлера, рост сети стал возможен по двум причинам: изменившаяся концепция магазинов — открытые фасады, яркое освещение, большой торговый зал, расширенный ассортимент, а также регулярные акции и программы лояльности. Кроме того, тесное взаимодействие с местными производителями позволяет «Пятерочке» устанавливать и удерживать доступные цены.