Первый русский внедорожник. Инженерный прорыв. Лучший друг охотников и рыбаков. Участник ралли-рейда «Дакар». Покоритель Антарктиды. Выбор Путина. Самый востребованный российский автомобиль за рубежом. Все это «Нива». Авто с подлинно мужским характером празднует 40-летний юбилей. Но, как известно, для мужчины в 40 лет все только начинается.
Машина с нуля
Сложно представить, но «Нива» изначально создавалась не как наш ответ американскому джипу, а как добротная рабочая лошадка для работников села. В 1970 году советское правительство поставило перед тремя советскими автогигантами АЗЛК, АВТОВАЗом и «Ижмашем» задачу сделать неприхотливый функциональный автомобиль «для села». Изначально конструкторы собирались доработать самые обычные «жигули». Увеличить дорожный просвет и добавить полный привод. Но группа молодых инициативных конструкторов предложила принципиально иное решение – делать совершенно новый автомобиль с «нуля», не опираясь на зарубежный опыт.
В то время в мировом автопроме классической схемой для внедорожника считалась рамная конструкция, зависимая подвеска, задний привод и низкооборотистый мотор. Советский конструктор Петр Прусов предложил сделать все с точностью до наоборот — независимая подвеска, полный привод, высокооборотистый мотор. К этому добавили достаточно комфортный, в сравнении с американским джипом, интерьер. Автомобиль получился во всех смыслах революционным. Первые испытания дали такие хорошие результаты, что откладывать серийный выпуск в долгий ящик не стали. В 1977 году с конвейера сошла первая «Нива». Машина стоила девять тысяч рублей.
Точное попадание в пустующую нишу
Спрос на первый отечественный внедорожник рос колоссально. Первое время выпускали 24 тысячи машин в год, затем производство увеличили вдвое до 50 тысяч, а в дальнейшем нарастили до 70 тысяч. Уже в первые годы «Ниву» активно поставляли на экспорт. Причем за границу отправляли до 80% всех новых автомобилей. Поклонники «Нивы» появились в более чем ста странах мира, а больше всего надежный советский внедорожник приглянулся японцам. Популярный австрийский автожурнал тогда написал: «Русские внимательно проанализировали рынок и точно попали в пустующую нишу». И немудрено. В Австрии «Нива» занимала порядка 80% рынка внедорожников, а в Германии на нее становились в очередь, как на «Мерседес».
На счету модели россыпь внедорожных достижений. В 1998 году на «Ниве» покоряли Эверест. В том же году машина побывала на Северном полюсе. Позже «Ниве» покорилась самая высокая точка горы Фудзияма. Советский внедорожник 11 лет проработал в Антарктиде, «пробежав» 12 тысяч километров в самых жестких условиях.
Второе дыхание «Нивы»
Новое время предъявляет и новые требования. Современная Lada 4x4 – это уже не «машина для села», а современный бюджетный внедорожник для работы и для отдыха. Знакомую с детства форму наполнили новым содержанием. Новые блестящие бампера, литые диски, кондиционер, обогрев зеркал и полный электропакет. Машина отвечает всем требованиям к комфорту. Неизменными остались лишь надежность, неприхотливость и многофункциональность старой доброй «Нивы».
К 40-летнему юбилею АВТОВАЗ подготовил специальную лимитированную серию Lada 4x4 40 Anniversary. Всего появятся 1977 уникальных автомобилей, в честь года выпуска первой «Нивы». У каждого редкого экземпляра на салонном шильдике будет отображаться порядковый номер: от 0001 до 1977. Часть юбилейных автомобилей впервые будет окрашена в камуфляж.
Как праздновали в Ростове
В столице Юга большой праздник в честь юбилея «Нивы» подготовил салон «Авто-Ревю». В нашем регионе традиционно много рыбаков, охотников и просто любителей внедорожных покатушек, поэтому «Нива» никогда не страдала от недостатка почитателей. В день юбилея весь автосалон на Таганрогской, 211 превратился в один большой парк экстремальных развлечений. В течение нескольких часов гости сражались в командных, лазертаг-боях, угощались настоящей мужской кухней с мясом, печеной картошкой, грибами и ледяными напитками и фотографировались в тематической зоне с настоящим хаски. Кстати, сделанные с телефона снимки можно было мгновенно распечатать. Апофеозом шоу стало зажигательное мытье классической «Нивы» в исполнении легко одетых красавиц. И, конечно, все желающие смогли лично опробовать в деле юбилейный внедорожник Lada 4x4 40 Anniversary в специальной юбилейной комплектации.
В тот же день прошел тест-драйв на трассе ежегодных гонок тракторов «Бизон-трек». Можно было попробовать Lada 4x4 на лужах, ухабах, в грязи. У гостей шоу была возможность прокатиться на внедорожнике с инструктором или совершить экстремальную поездку со специалистом за рулем. Автомобиль показал отличную проходимость, на ура справился со всеми препятствиями, вызвав восторг зрителей и участников.
И хотя праздник по случаю юбилея «Нивы» и прошел, ростовчане все еще могут оценить Lada 4x4 ограниченной серии в салоне «Авто-Ревю» на ул. Таганрогской, 211. Там же можно успеть забронировать свой новый авто ограниченной серии.
Фото: Заказчик