Ростовчане стали часто жаловаться на некачественные мобильные телефоны. Поток обращений фиксируют в отделе туризма и защиты прав потребителей Департамента экономики города Ростова-на-Дону. Однако ситуация накалилась даже не из-за количества «брака», а из-за незнания потребителями своих прав и законов РФ. Вернуть или поменять мобильник не так-то просто. Во всяком случае, здесь нужно соблюсти ряд нюансов, чтобы покупка дорогостоящего гаджета не обернулась потерей для бюджета.
Как известно, Ростов на втором месте среди городов России, жители которых не скупятся на покупку дорогих мобильных телефонов. В прошлом году средняя стоимость телефона в Ростове-на-Дону составила порядка 10 130 рублей. Платить больше за гаджеты готовы только в Москве (в среднем 12 200 рублей). Естественно, отдавая такие деньги за мобильники при средней зарплате в 33 тысяч рублей, ростовчане зорко следят за тем, исправно ли работает их умный телефон и все ли функции их устраивают. В случае появления «минусов» в работе телефона потребители тут же устремляются к продавцу, желая вернуть деньги или обменять на другой гаджет. И вот здесь их и подстерегают неприятные сюрпризы.
Правда о том, что россияне не знают своих прав и законов РФ, не стала сюрпризом для аналитиков юридического онлайн-сервиса «Правовед.ru», которые провели опрос и выявили, что 54% опрошенных уверены – купленный мобильный телефон можно вернуть в течение 14 дней, если он не понравился владельцу. К сожалению, это не так. Мобильный телефон относится к категории сложной техники, поэтому его нельзя просто сдать в магазин обратно и получить свои деньги, если он не имеет технических отклонений. Есть свои юридические нюансы и в ситуации, когда телефон действительно некачественный, и его необходимо сдать или поменять.
«Поскольку мобильные телефоны входят в перечень технически сложных товаров, то в соответствии ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», здесь предусмотрены особые условия возврата или обмена, в случае, если товар оказался некачественным. В частности, если в мобильном телефоне обнаружатся недостатки в течение 15 дней со дня его передачи потребителю, то потребитель вправе вернуть товар продавцу и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо его замены на товар этой же или другой марки (модели, артикула) с перерасчетом покупной цены. При этом неважно, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара», – отметила начальник отдела туризма и защиты прав потребителей Ольга Дудкина.
То есть, по истечении 15 дней потребитель может предъявить любое из вышеуказанных требований, только если:
обнаружен существенный недостаток товара;
нарушены установленные законом сроки устранения недостатков товара;
невозможно использовать товар в совокупности более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения его различных недостатков.
«Следует помнить: выбрав конкретное требование, покупатель не вправе изменить его в процессе его исполнения. Скажем, если вы решили заменить бракованный товар на такой же качественный (напомним, на эту процедуру по закону может уйти до 20 дней), то потребовать возврата денег уже нельзя. Однако если магазин или сервис-центр нарушает срок выполнения первоначального требования, то у покупателя появляется право потребовать неустойку, а также отказаться от прежнего требования и выбрать новое по своему усмотрению (ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»)», – добавила Ольга Дудкина.
Еще одни блок вопросов, с которым сейчас активно работают в отделе туризма и защиты прав потребителей Департамента экономики города Ростова-на-Дону, связан с нарушением сроков проведения проверки качества товара. Здесь потребители так же путают проверку качества и экспертизу товара.
Необходимо отметить, что при предъявлении потребителем в течение срока гарантии требований, связанных с его недостатками, продавец (изготовитель, уполномоченная организация, импортер) обязан его принять у потребителя и, в случае необходимости, провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. Цель проверки – понять, имеется ли недостаток в товаре, определить момент его возникновения (до или после передачи товара потребителю) и причину его возникновения.
Если потребитель не удовлетворен результатом проведения проверки качества товара и возникает спор о причинах возникновения недостатков товара, потребитель вправе требовать проведения независимой экспертизы, а продавец (изготовитель, уполномоченная организация, импортер) обязан провести экспертизу товара за свой счет.
«Поясню: если вы хотите, к примеру, сдать некачественный товар и получить назад уплаченные деньги, а продавец настаивает на проведении экспертизы, то на все про все магазину отводится максимум десять календарных дней (статья 22 Закона РФ). Если вы решили обменять бракованный товар на качественный, то даже с учетом проведения экспертизы срок выполнения вашего требования не должен превышать 20 дней (статья 21 Закона РФ). Если потребитель требует устранения недостатков товара, срок проведения экспертизы не может превышать 45 дней. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы», – говорит Ольга Дудкина.
Если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), то потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю, уполномоченной организации, импортеру), расходы на ее проведение. Такими расходами будут являться документально подтвержденные расходы по оплате непосредственно проведенной экспертизы, а также расходы, связанные с ее проведением (на хранение и транспортировку товара). Оспорить заключение такой экспертизы потребитель вправе в судебном порядке.