При покупке ОСАГО автомобилисты жалуются на отсутствие скидок по коэффициенту бонус-малус. Причем жалобы чаще всего звучат в сторону Российского союза автостраховщиков (РСА), где хранятся данные по каждому автострахователю и классу его вождения. В ситуацию уже вмешались депутаты и просят руководителя РСА и главу Центробанка разобраться с частыми сбоями в работе системы предоставления скидок за безаварийную езду. О том, как можно восстановить положенный водителю коэффициент самостоятельно, разбирались Dengi.161.ru.
Напомним, что с 2011 года все данные о скидках по коэффициенту бонус-малус при покупке ОСАГО хранятся в единой автоматизированной информационной системе РСА. Данные в систему вносятся страховыми компаниями, и они уверяют, что делают это исправно, хотя признают, что нестыковки иногда встречаются, но это единичные случаи. А вот по словам автомобилистов нестыковки есть почти у каждого второго.
Как оказалось жалобами завалили депутата Госдумы от фракции ЛДПР Ярослава Нилова. Автовладельцы сообщили ему о повсеместной практике отмены скидки за безаварийную езду – КБМ (коэффициент бонус-малус) при перезаключении договора ОСАГО. По всей видимости, обращений было настолько много, что Ярослав Нилов направил запрос президенту РСА Игорю Юргенсу и главе Центробанка Эльвире Набиуллиной с просьбой устранить сбои в электронной базе.
«По-видимому, в функционировании базы РСА существуют принципиальные недостатки. Множество граждан при проверке своих данных сталкиваются с тем, что имеющиеся в базе сведения некорректны, а это ведет к утрате права на скидку. Сведения и изменения в систему загружаются только страховщиками. Прошу вашего вмешательства в целях защиты прав граждан», – говорится в обращении депутата, сообщают «Известия».
Коэффициент бонус-малус делит автомобилистов на классы в зависимости от стажа страхования, количества аварий либо их отсутствия, автолюбителям присваиваются понижающие или повышающие коэффициенты. Для аккуратных водителей – 0,95–0,5 (на эти цифры умножается стоимость полиса), для аварийных автовладельцев – 1,4–2,45. Впервые страхующийся гражданин платит базовую стоимость с коэффициентом «1». Чтобы претендовать на первую, пятипроцентную скидку, достаточно лишь год ездить без аварий. А чтобы получить максимальную скидку в 50% при покупке ОСАГО, нужно проездить без аварий 11 лет подряд.
В РСА признают, что сбои в базе могут быть, так как ежегодно туда вносится более 40 млн записей, и, безусловно, такой массив не может быть идеально чистым. Работать по проверке базы и устранению ошибок там готовы, так что в случае неправомерного применения КБМ предлагают автовладельцам смело обращаться к ним. Естественно, обращаться в РСА следует только для того, чтобы официально узнать свой КБМ, а также чтобы проверить личные данные. А вот для исправления ошибок придется походить по страховым компаниям, где ранее оформлялись полиса ОСАГО.
«Ошибки данных, содержащихся в базе РСА, встречаются, и работа над их исправлением ведется. Нужно понимать, что это ошибки, которые касаются не только определения коэффициента бонус-малус, на который, разумеется, и обращают больше всего внимания, но и ошибки в личных данных. Их наличие определяется главным образом человеческим фактором, они могут, например, возникать при оформлении документов, которые затем страховщик переносит в базу. Водителю при обнаружении ошибки, необходимо отправить уведомление в страховую компанию, которая допустила ошибку. При предоставлении информации, подтверждающей ошибку, она исправляется в достаточно оперативном режиме. В нашем случае около одного-двух дней», – говорит заместитель руководителя управления методологии обязательных видов страхования компании «АльфаСтрахование» Сергей Скоморохин.
Так что алгоритм действий следующий:
Найдите предыдущий полис ОСАГО. Если старый полис утерян, то нужно узнать в страховой компании: номер полиса, дату оформления и срок действия полиса.
Используя данные полиса, получите в страховой компании справку (сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев).
Если вы еще не купили новый полис ОСАГО, обращайтесь в предыдущую страховую компанию, чтобы она внесла правки в базе РСА. Если же вы купили уже новый полис с КБМ=1, то просите новую страховую внести правки в базу, на основании взятой справки из предыдущей компании.
После внесения исправлений в базу РСА, страховая компания обязана будет вернуть вам часть страховой премии, равную размеру скидки по вновь присвоенному вам КБМ.