В Ростове в КВЦ «ВертолЭкспо» прошел круглый стол «Туристический рынок. Подрезали крылья?». Нестабильность курса основных валют, серия банкротств туроператоров, сложная политическая ситуация – все это повлияло на настроения туристов. Но несмотря на это, участники круглого стола сохраняют оптимистичный настрой. Организатором мероприятия выступил журнал «Реальный бизнес».
Туристический рынок в России уже не первый раз переживает кризис, и самой большой опасностью для участников в этих сложных условиях является демпинг. В 2009 году, когда спрос на туристические услуги резко снизился, цены практически по всем направлениям упали, поскольку многие игроки, чтобы удержать свои позиции, были вынуждены работать себе в убыток. Для того чтобы впоследствии нормализовать ценовую политику, потребовалось немало времени. В этот раз, похоже, подобных проблем удается избежать.
«Впервые за всю историю существования туристического бизнеса в нашем регионе конкуренты так активно начали объединяться на общих рейсах, – отметила директор компании «Пегас Туристик» Илона Чиханацкая. – Это позволило предотвратить демпинг и в целом оптимизировать собственные ресурсы».
В новых условиях некоторые туроператоры стали развивать также внутренние направления, такие как Сочи, Анапа, Крым. Смогут ли такие туры составить достойную альтернативу заграничному отдыху, пока не очень ясно. Сомнение вызывают и качество работы обслуживающего персонала, и уровень сервиса, так как пока на территории России не так много отелей, работающих по системе all inclusive, и уровень цен – сегодня отдых в Сочи для одной семьи обходится от 40 до 900 тыс. рублей в зависимости от «звездности» гостиницы.
«И хотя мы рассчитываем в этом году отправить по внутренним направлениям 200 тыс. туристов, как будут обстоять дела, предсказать довольно сложно. Даже те туристы, которые сегодня бронируют Россию, необязательно вернутся к нам в будущем году», – считает директор компании Coral Travel Татьяна Горяйнова.