Сегодня слабозащищенная категория граждан, у которых доходы ниже среднего, вынуждены тратить около 50-80% своих доходов на продукты питания, которые с декабря 2014 года подорожали более чем в два раза. Мониторингом цен в магазинах, а также наказанием тех, кто пытается нажиться на ситуации, применяя под шумок спекулянтские наценки, занимается и правительство, и СМИ, и общественные организации, и сами покупатели. И хотя публичных наказаний было не так уж и много, а конкретные факты по действенности правительственных мер по ограничению наценок отследить сложно, но именно разговоры про тотальный контроль и данные мониторингов цен оказали неоценимую услугу.
В первую очередь они повлияли на поведение самих покупателей. После почти трех месяцев эмоциональных излияний о «грабительских ценах» (по телефонам горячих линий, в соцсетях, в общественном транспорте) россияне изменили свое потребительское поведение и стали бороться с инфляцией «ногами», то есть ходить в те торговые предприятия, где дешевле. И рынок тут же повернулся к потребителям лицом и под лозунгом «социальной ответственности» сам озаботился замораживанием цен и снижением наценок. Фаза сверхприбыли для торговых предприятий сменилась фазой выживания.
Собственно, уже к концу февраля рост цен в Ростовской области существенно замедлился. А с середины весны вероятно и начало снижения стоимости некоторых продуктовых групп. Своими наблюдениями, прогнозами и мнением относительно цен на продукты с Dengi.161.ru поделился директор Департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов.
«К сожалению, снижение платежеспособности населения давит на весь рынок и меняются потребительские предпочтения. Сегодня все наши предприятия торговли по той или иной группе товаров, как правило, имеют в ассортименте несколько предложений. Взять хотя бы те же самые крупы. Рис в магазинах представлен и «первой ценой» (в самой простой упаковке или даже на развес), и обыкновенным отечественным и элитным сортом (брендовым, в красочной упаковке с определенными характеристиками). Так вот те люди, которые вчера выбирали премиальный товар или мидл, сегодня берут товар «первой цены». Они переориентировались. Я не говорю, что все, но таких достаточно много.
В итоге это подстегнуло спрос на этот товар, причем существенно опережающий предложение. А опережающий предложение спрос со стороны потребителей ретранслируется на оптовое звено и производителя. В результате производитель, не имея возможности адекватно сразу перестроиться, поднимает цены. И так по всей товаропроизводящей цепочке идет коррекция цены. Так что в росте цен виновата не только торговля. Но и к торговле есть вопросы».
О том, какие еще факторы давят на цены, заставляя их расти, а также какие процессы по стабилизации цен уже происходят в Ростовской области, смотрите в видеоинтервью с Андреем Ивановым.
Фото: Видео Юрия Ляшко