Сегодня экономическая ситуация в России диктует новые кредитные условия. Банки меняют свое отношение к клиентам, меняют ставки по кредитам и вкладам, а так же готовятся встретить новый год со специальными акциями. О том, что ждет клиентов банков в ближайшие месяцы, каковы прогнозы по росту ставок и какие изменения за последнее время имеют положительное значение для потребителей, рассказал директор сети операционных офисов по Ростовской области ЗАО «Райффайзенбанк» Юрий Романенко.
– Сегодня экономическая ситуация в стране диктует новые кредитные условия. Деньги становятся дороже. Ожидается, что ставки по потребкредитам в скором времени вырастут. Так ли это?
– Да, действительно, по прогнозам аналитиков ставки на рынке потребительского кредитования будут сохранять тенденцию к росту.
Влияние на ценообразование в этой сфере оказывают множество факторов. В их числе – доступность и стоимость финансовых ресурсов для банков, политика ЦБ по ограничению роста потребительских кредитов, темпы которого превышали в последние годы рост доходов населения, а также изменение банками своих бизнес-моделей и более консервативный подход к дальнейшему наращиванию портфелей необеспеченных кредитов.
В то же время на фоне растущей конкуренции между банками за наиболее качественных и надежных заемщиков для этой категории клиентов на рынке по-прежнему будут доступны предложения льготного прайсинга по кредитам в рамках специальных тарифов, акций и индивидуальных предложений.
– Однако, перед новым годом у банков наблюдается уменьшение кредитного портфеля (все хотят войти в новый год без долгов и закрывают старые кредиты и не берут новые). Какие спецпредложения предложит ваш банк своим клиентам?
– Райффайзенбанк традиционно отличается взвешенным подходом к оценке рисков, что позволяет поддерживать высокое качество кредитного портфеля и даже в периоды нестабильности активно работать по привлечению целевых клиентских сегментов на кредитование.
Так, например, с 1 октября по 2 ноября текущего года в банке действуют специальные тарифы, предусматривающие льготную ставку по потребительским кредитам для зарплатных клиентов и сотрудников компаний – партнеров банка.
Разумеется, и в дальнейшем банк планирует проведение различных акций и кампаний, предусматривающих привлекательные для клиентов спецпредложения.
– В то же время кредитные ресурсы для заемщиков могут стать еще менее доступными из-за того, что банки ужесточают требования из-за ожидания ухудшения платежеспособности. Какова ваша позиция по этому поводу и прогноз?
– По данным Банка России, рост просрочки по розничным кредитам в этом году ускорился. Так, в первом квартале 2014 года просрочка выросла на 13%, в то время как за аналогичный период прошлого года ее рост составил 9,9%. Такая динамика ухудшения качества кредитных портфелей в сочетании с ростом закредитованности населения, безусловно, влияет на подходы банков к оценке потенциальных заемщиков и ужесточение требований к ним.
Очевидно, что банки будут ориентированы на проверенных клиентов и на заемщиков со сложившейся положительной кредитной историей, которые в то же время не перегружены действующими кредитными обязательствами.
Такая стратегия позволит минимизировать рост проблемной задолженности, а на стороне клиентов – предотвратить ситуации, когда заемщики не смогут расплатиться по своим кредитным обязательствам.
– С 1 сентября изменился расчет стоимости кредита. Что изменится для потребителей?
– Принцип расчета полной стоимости кредита (ПСК) по существовавшей формуле содержал ряд недостатков. В случае короткого срока займа, маленькой суммы и/или наличия единоразовых/периодических комиссий, сильно увеличивалась разница между значениями договорной процентной ставки и ПСК. Это обстоятельство крайне затрудняло понимание конечным потребителем стоимости финансовой услуги. На наш взгляд, введение новой формулы расчета позволит сблизить значения ПСК с договорной процентной ставкой в случае аннуитетных платежей и отсутствия дополнительных комиссий, тем самым повысить понимание потребителем кредитного продукта и доверие заемщиков к показателям стоимости кредитных продуктов.
Таким образом, изменение формулы, прежде всего, коснулось тех ситуаций, когда кредит выдается на короткие сроки. Кроме того, клиентам стало проще рассчитывать полную стоимость кредита самостоятельно, по новым правилам потребителям для расчета полной стоимости кредита достаточно воспользоваться калькулятором.
Важно также отметить, что изменения расчета ПСК не влияют на фактическую величину расходов клиентов по обслуживанию кредитов.
– У Райффайзенбанка нет как такового привычного кредитного договора на нескольких листах. Согласие на кредит берется по телефону. С одной стороны, вся необходимая информация умещается на одном листе, а с другой стороны, вызывает много вопросов у клиентов. Откуда такая «традиция» и чем она обусловлена?
– «Традиция» связана с тем, что Райффайзенбанк проводит системную работу по оптимизации работы с клиентами. Одна из основных задач – сделать общение с банком максимально комфортным, сэкономить время клиентов и предоставить услуги без излишних формальностей. В этих целях мы активно развиваем дистанционные сервисы, и видим, что они очень востребованы нашими клиентами.
Вместе с тем в своих нововведениях мы строго следуем всем нормам и используем в работе только те возможности, которые предусмотрены законом. Ситуация с получением акцепта клиента на одобренный ему кредит по телефону не является исключением и позволяет на законных основаниях сделать процесс получения кредита необременительным для клиента. Достаточно всего одного визита, чтобы заявка была принята, рассмотрена и, в случае принятия положительного решения, деньги были зачислены на счет заемщика.
Быстрые, удобные, экономичные сервисы – именно это становится преобладающим трендом на рынке банковских услуг, и Райффайзенбанк уверенно развивается в данном направлении.