Автостраховщики предложили поменять сетку коэффициентов ОСАГО, снизив цену полиса для опытных водителей и подняв ее для тех, кто недавно сел за руль. Эксперты считают, что новый подход будет более справедлив для разных категорий. Но фактически выиграют от этого лишь автомобилисты старше 45 лет, имеющие более чем семилетний стаж вождения.
Стоимость полиса ОСАГО зависит от действующего тарифа и нескольких коэффициентов, на которые влияет возраст и стаж водителя, регион регистрации транспортного средства, его мощность и прочее. В соотношении стаж/возраст сейчас не так много вариаций. Достаточно быть старше 22 лет, иметь трехлетний водительский опыт и коэффициент уже равен единице.
Действующие коэффициенты ОСАГО в зависимости от возраста и стажа водителя
Российский союз автостраховщиков (РСА) предложил Центробанку расширить эту градацию, в шесть раз увеличив число категорий, сообщают «Ведомости». «Инициатива, с которой выступил РСА, имеет право на существование, так как опирается на статистику, – считает начальник отдела методологии компании «СОГАЗ» Юрий Горцакалян. – А она такова, что риск малоопытных водителей недооценен. Вот и выходит, что сегодня более опытные водители, покупая страховой полис, платят за менее опытных».
Как пояснил директор дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, РСА предлагает привести коэффициенты ближе к европейской практике, выделив по возрасту 4 группы, а по стажу 6 групп. «Более дробное деление коэффициентов – безусловно, более справедливое. Сейчас понижающих коэффициентов вообще нет, – напоминает собеседник. – То есть «хорошие» водители имеют базовый коэффициент 1. При более дробном делении появляется возможность для водителей старше 45 лет, с соответствующим стажем, ввести понижающие коэффициенты».
Коэффициенты ОСАГО, рекомендованные РСА
«Если отталкиваться от данных РСА, то в настоящий момент объем переплат более опытной группой водителей за менее молодых достигает до 30%, – поясняет руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров. – Поэтому такой широко дифференцированный подход к определению тарифа будет направлен на то, чтобы предоставить каждой группе водителей свой справедливый тариф». При этом связывать дифференциацию тарифов со значительным ростом сборов и снижения убыточности ОСАГО, по его словам, не стоит. Эксперт уверен, что ключевым фактором, который должен как-то скорректировать убыточность и ситуацию в ОСАГО в целом, является повышение тарифов.
«Для страховщиков положительным изменением могла бы стать корректировка региональных коэффициентов, так как планируемого повышения тарифов (25%, о которых сейчас говорит регулятор) будет недостаточно, – считает Денис Макаров. – В большинстве регионов страны ОСАГО продолжит оставаться крайне убыточным видом страхования. Поэтому в случае корректировки региональных коэффициентов мы сможем ожидать определенного улучшения ситуации с рентабельностью ОСАГО. Кроме того, следует либерализовать страховые тарифы и дать возможность страховщикам корректировать страховую премию в пределах 50-80%, тогда появится конкуренция между страховыми компаниями, борьба за клиента по цене и прочее».
Фото: Фото с сайта Dailyfinance.com