С 1 мая 2014 года СМС-рассылки на мобильные номера будут под запретом. Наконец-то заработали поправки в закон «О связи», которые запретили мобильным операторам рассылать рекламу без согласия клиентов под угрозой крупных штрафных санкций. Однако покончить с мобильным спамом на деле будет не так-то просто, так как есть существенные отличия в рассылке с коротких и длинных номеров , а так же между спамом и информацией об акциях и скидках.
Итак, с 1 мая этого года без добровольного согласия абонента сотовые операторы не вправе пропускать СМС-рассылку. То есть теперь, когда абонент заключает договор с оператором сотовой связи, он должен письменно либо оказаться, либо дать свое согласие на СМС-рассылку на свой телефон. Тем же, кто уже давно пользуется услугами сотовой связи, следует позаботится о блокировки спама самостоятельно.
СМС, которые несут в себе информацию о тарифных планах сотового оператора или о денежном счете клиента, под запрет не попадают.
Для этого необходимо обратиться в любой офис сотовой связи своего оператора и написать заявление о блокировке рассылок с так называемых коротких номеров. К счастью, практически все банки для связи со своими клиентами перешли на «длинные» номера, ведь сделать выборку и кого-то заблокировать, а кого-то оставить не получится – блокировка ставится на все короткие номера без исключения.
Не получится и заблокировать СМС-рассылки с обычных абонентских номеров, так как это будет нарушением того же закона «О связи». Дело в том, что полноценные абонентские номера позволяют идентифицировать абонента, а вот короткие номера или буквенно-символьные генерируются с помощью специального оборудования и определить, чей он и откуда, не представляется возможным.
Интересно, что в настоящее время около 76% жителей России получают мобильный спам на свои телефоны. Среди которого 65% – это СМС-рассылка, 2% – звонки рекламного характера и 9% – сообщения и звонки. Поскольку СМС-рассылки являются самым дешевым способом адресной рекламы, то именно эта услуга чаще всего предлагается на страницах анкет постоянного покупателя или при оформлении скидочной карты.
«Практически любой договор содержит пункт о том, что вы согласны на получение информации по различным условиям и продуктам банка, магазина, салона и т.д. Причем, обращаю внимание, согласие на рассылку чаще всего стоит априори. Многие не обращают внимания, что для отказа нужно поставить галочку в другом месте. Однако отказаться от СМС и телефонного информирования можно в любой момент, написав соответствующее обращение в банк, магазин или салон, но не сотовому оператору, так как заблокировать рассылку с того или иного длинного номера он не вправе», – прокомментировал юрист ЮК «Донской Советник» Алексей Сушков.
Можно, конечно, сменить мобильный номер и начать жизнь с чистого листа, однако не стоит забывать, что о смене мобильного номера следует уведомлять как минимум кредитные организации, продолжает эксперт. Ведь по истечении срока блокировки неактивной СИМ-карты (около трех-шести месяцев), сотовый оператор вправе передать ваш мобильный номер другому абоненту , который будет получать информацию обо всех ваших финансовых операциях.
Добавим только, что пока еще на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о создании базы мобильных номеров «Не беспокоить». Если документ будет принят, то абонент, которого утомила СМС-реклама, может внести свой номер в эту базу (через сайт госуслуг или написать заявление в МФЦ) и официально отказаться от многочисленных рассылок. Но пока что в проекте выявили много юридических проблем и отправили его на доработку.