В Ростове невозможно купить полис ОСАГО в рамках закона. Автомобилисты сталкиваются либо с навязыванием покупки дополнительных страховых продуктов, либо вовсе получают отказ оформить полис. Такая ситуация наблюдается по всей стране и даже после того, как в конце прошлого года ФАС оштрафовала ряд страховых компаний за нарушение закона «О защите конкуренции». После этого рынок страхования замер в ожидании, когда, наконец, повысят тариф по ОСАГО, а до тех пор – полисов нет.
Жалобы в ФАС на то, что страховщики продают полисы ОСАГО только вместе с полисами страхования от несчастного случая, жизни или имущества, начали поступать с весны 2013 года. И практически одновременно на всей территории России. Сначала по решению судов прокатилась серия штрафов и предписаний исправить нарушения. Страховщики повинились, исправились, выждали около года и опять взялись за свое. При этом они уже открыто заявляли о том, что ОСАГО убыточен, и они вынуждены продавать дополнительные продукты, чтобы платить хотя бы зарплату своим сотрудникам.
Однако еще в конце прошлого года доппродажи встречались далеко не во всех страховых. Небольшие компании пытались перетягивать к себе клиентов за счет своей честной цены на полис. Но с нового года ОСАГО «заболело» уже практически во всех страховых компаниях страны. Вернее, в тех, которые на тот момент еще работали и не обанкротились.
«Я объехал несколько офисов моей страховой компании, с которой уже несколько лет заключаю договор. Все было в порядке. А тут мне заявили, что ОСАГО выдают только в одном, центральном офисе компании. Я приехал, меня там встретили, посмотрели документы, спросили данные водителей, которых я хочу вписать в страховку, и на этом все. Сказали, что водителей пробьют по некой базе, получат коэффициенты и затем перезвонят мне и скажут окончательную стоимость полиса. Перезвонить обещали через неделю. Прошел уже месяц», – рассказал автовладелец Николай Муравин.
При покупке ОСАГО в Ростове-на-Дону придется доплатить «сверху» от 600 до двух тысяч рублей (в зависимости от стоимости полиса ОСАГО).
В другой страховой компании корреспонденту Dengi.161.ru сразу с порога сказали – полисов нет. В третьей, опять же с порога, предупредили, что без дополнительного страхования ОСАГО не продают. На предложение корреспондента оформить в этом случае ДОСАГО (самый дешевый продукт из доппродаж, стоимостью около 400-600 рублей), сотрудник страховой развел руками: «Нет. ДОСАГО мы теперь продаем только при покупке каско. Я могу застраховать вас от несчастных случаев при ДТП». Стоит такой продукт – одну тысячу рублей.
Интересно, что даже при покупке доппродукта, страховщики отказываются применять понижающие коэффициенты за безаварийную езду. «Мы не можем, так как нас сейчас нет такой технической возможности. Поезжайте в свою страховую – они применят скидку», – говорят сотрудники крупной страховой компании, зная, что предыдущий страхователь клиента либо уже не работает, либо придерживается позиции «полисов нет».
И все это происходит на фоне того, что ОСАГО и его будущее в этом году очень плотно обсуждаются в правительстве. Уже запланированы повышения территориальных коэффициентов в ряде регионов России. В первом чтении принят проект поправок, которые предусматривают увеличение лимита выплат по европротоколу (оформление ДТП без сотрудника ГАИ) с 25 до 50 тысяч рублей. Обсуждается возможность включения в закон об ОСАГО новых положений, которые, во-первых, предусматривают выплаты по имущественному ущербу без учета износа транспортного средства, во-вторых, возможность включения в состав ущерба по ОСАГО «утраты товарной стоимости» автомобиля, и, в-третьих, расширение списка выгодоприобретателей в случае смерти пострадавшего в ДТП.
С одной стороны, максимально расширяются опции для удобства автовладельцев, а с другой, относительно стоимости (тарифа) ОСАГО подвижек еще нет. Хотя, по мнению представителей страхового рынка, данные нововведения позволят подготовить россиян к повышению тарифа по ОСАГО. То есть сейчас «максимально разжевывают, за что мы будет платить такие деньги».