Перед Новым годом резко увеличилось количество маркетинговых акций с «денежным призом», которые вопреки ожиданиям никакой прибыли их участникам не приносят. Более того – вводят в значительные денежные траты. Тревогу уже забил Роспотребнадзор России и призвал россиян к бдительности. На маркетинговые «лохотроны» жалобы поступают и в департамент потребительского рынка Ростовской области. Однако защитить жителей Дона от предприимчивых маркетологов и найти на них управу ведомства не в силах. Формально законодательство не нарушается и сохранить свои деньги гражданам поможет лишь внимательность, сообразительность и хорошее зрение.
Речь идет о маркетинговых акциях, смысл которых сводится к привлечению значительного количества потребителей за счет объявления их «победителями» и обещанием вручить крупный «денежный приз» от одного до двух миллионов рублей. Однако на практике обещанные «денежные вознаграждения» не выплачиваются, а заменяются на предложения приобрести те или иные товары. Чаще всего речь идет о дистанционных покупках.
Подобные соблазнительные предложения можно встретить и в почтовом ящике, и на электронной почте и даже в СМС-сообщении. Зачастую граждане даже не сразу могут разобраться, откуда пришло такое счастье. Звание «Победителя» присваивается за достаточно повседневные заслуги. Это может быть и правильно разгаданный кроссворд, и участие в онлайн-опросе, и покупка в магазине. Словом практически каждый активный потребитель может увидеть в этом признании счастливую и при этом весьма обоснованную случайность. Все, что необходимо для получения денег, – это выполнить требование, указанное в акции – заказ товара или же отправка СМС для подтверждения участия.
Именно здесь Роспотребнадзор призывает потребителей быть внимательнее и обращать особое внимание на написанные «мелким шрифтом» условия проведения таких акций. Именно там наиболее достоверно отражаются условия проведения таких акций, а даже содержится информация предупредительного характера. То есть организаторы пишут «честно», что денег они не обещают. Именно поэтому законодательство не нарушают.
«Мне пришлось потратить лишние пять минут, чтобы вникнуть в написанное мелким шрифтом. И действительно, особо пытливые могут сразу же получить ответы на свои вопросы. Черным по белому где-то в середине письма написано, что термин «победитель» – это всего лишь клиент, который выбран организацией для отправки данного предложения. И организация всего лишь дает право принять участие в розыгрыше главного приза в размере 1,5 млн рублей, но только в том случае если будет заказан товар на определенную сумму до определенного времени», – поделилась ростовчанка Елена К.
К сожалению, внимательных граждан немного. Чаще всего получается, что россияне по собственному желанию становятся участниками подобных маркетинговых акций и тратят свои деньги на покупку товаров или оплату услуг. «А то, что они жду за это «обещанное денежное вознаграждение» – это их личные трудности. Ведь нам никто не запрещает верить в Деда Мороза. Также никто не запрещает проверить информацию. Достаточно зайти в Интернет, ввести название организатора – и вы получите всю необходимую информацию. Именно получите. Ее никто не скрывет», – добавляет Елена.
Кстати, российское законодательство также безапелляционно в данном вопросе.
«Прежде всего обращаем внимание, что отношения, связанные с выплатой «обещанных денежных выигрышей» в рамках потребительского законодательства разрешены быть не могут, поскольку Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Выигранные же «денежные премии» не являются товаром, под которым в контексте правоотношений, понимается любая вещь, не изъятая из оборота, реализуемая по договору купли-продажи. Поэтому согласно статьям 1062, 1063 главы 58 Гражданского кодекса Российской Федерации требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите за исключением требований лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари», – сообщает департамент потребительского рынка Ростовской области.