Каждый житель Ростовской области за первое полугодие 2013 года потратил на покупки продуктов и товаров в среднем по 74,8 тыс. рублей. А в ресторанах кафе и столовых за полгода оставил по 3000 тыс. рублей. При этом эксперты отмечают, что ростовчане стали более аккуратно относится к покупкам дорогостоящей техники, мебели и автомобилей, что сказалось на замедлении развития розничного рынка региона в целом.
Такие данные появились после подведения итогов развития розничной торговли Ростовской области Департаментом потребительского рынка РО. На сегодняшний день Ростовская область занимает 3% от общероссийского розничного товарооборота, а наш потребительский рынок входит в десятку крупнейших в стране. По объему розничного товарооборота мы занимаем восьмое место в России.
Сегодня розничная торговля – одна из самых обширных отраслей в области. В ней работает 103 тыс. хозяйствующих субъектов, 77 тыс. индивидуальных предпринимателей и 26 тыс. организаций оказывают услуги торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Это значит, что каждый четвертый работоспособный житель Дона занят в сфере торговли. Так что большому количеству ростовчан будет приятно узнать, что президент РФ подписал указ о назначении каждой четвертой субботы июля Днем работника торговли. В этом году страна будет отмечать этот праздник впервые 27 июля.
При этом, судя по оперативным данным, розничная торговля в нашем регионе замедляется. За первое полугодие объем розничного товарооборота составил более 318 млрд рублей и увеличился на 4,4%. Темп роста ниже, чем за аналогичный период 2012 года на 2,5%. Замедление динамики характерно для непродовольственных групп товаров. За прошедшие полгода «непрод» вырос всего на 5,3%, а за это же время 2012 года был зафиксирован рост на 10,1%. Рост объема продаж пищевых продуктов и напитков (в том числе алкоголя и табачных изделий), остается практически на прежнем уровне – вырос на 3,4% (за шесть месяцев 2012 года – 3,3%).
«Я бы сделал такие осторожные прогнозы, что народ начинает внимательнее относиться к приобретениям. Особенно к крупным тратам. Аккуратен в приобретении дорогостоящей техники и средств передвижения. При этом я хочу отметить, что в период кризиса 2008 года больше всего страдали автодилеры. На сегодняшний день я не могу делать по автодилерам таких прогнозов, но в целом по «непроду» такая картина есть уже», – отметил директор департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов.
Ростовчане отдают предпочтение покупкам в организованном секторе (90,7%), чем на рынках и ярмарках (9,3%). При этом в прошлом году торговля на розничных рынках и ярмарках составляла около 11%. Конечно, сказывается активный процесс реформирования рыночной торговли за счет вступления в силу закона в начале этого года №271-ФЗ «О розничных рынках». Действительно, департамент потребрынка области фиксирует отток организаций из формата рынков, но речь идет не о закрытии таковых, а о переходе в иные форматы: торговые комплексы, ярмарки, сельскохозяйственные рынки.
«На 1 июля 2013 года у нас зарегистрированы 83 управляющих компании на территории РО. И из них только 30% соответсвуют действующему законодательству, а остальные реконструируются или строят планы, как выйти из под действия федерального закона», – прокомментировал ситуацию Андрей Иванов.
Итого за первое полугодие 2013 года на потребительском рынке Дона продано:
В планах у области – за 2013 год в целом по объему розничного товарооборота превысить планку в 650 млрд рублей (в 2012 году было 619 млрд руб). Это будет достигаться за счет вывода из тени розничной торговли и увеличения доли сетевых предприятий. Последние смогут усилить свою экспансию за счет увеличения доли присутствия в регионах с 25% до 35%. Этой осенью ФАС планирует внести соответствующие поправки в закон «О торговле». На данный момент в структуре рыночного товарооборота торговые сети на Дону занимают 18,5%, и по этому показателю мы занимаем 28-е место в России, опережая наших ближайших соседей – Краснодарский край (55-е место) и Астраханскую область (44-е место).