В России отменены формы документов, которые использовались в течение 10 лет при государственной регистрации собственного бизнеса. С 4 июля, чтобы зарегистрировать ООО, ИП или некоммерческую организацию, нужно использовать исключительно новые бланки, знать, где их можно найти и в чем их главные преимущества и отличия.
Правительством Российской Федерации еще в марте 2013 года утверждена «Дорожная карта», которая называется «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». По сути, это план действий на перспективу (на период с 2013 по 2018 год), который призван уменьшить количество этапов, необходимых для регистрации, сократить время на прохождение данной процедуры, а также снизить финансовые затраты.
На сегодняшний день и этапы, и время остаются без изменений. Не изменился и пакет документов, необходимых для прохождения процедуры регистрации. Ожидать получения свидетельства придется также в течение пяти рабочих дней. Правда, ФНС России на днях запустила отдельный сайт reg.nalog.ru, который призван максимально систематизировать информацию о порядке госрегистрации предпринимательской деятельности и сделать ее понятной налогоплательщикам. На нем размещены пошаговые инструкции, поясняющие как зарегистрировать юридическое лицо или ИП, внести изменения в учредительные документы ЮЛ и в регистрационные данные, как провести реорганизацию юридического лица, ликвидировать его или прекратить деятельность ИП.
Стоит отметить, что еще в мае прошлого года ФНС России запустила сервис онлайн регистрации, который позволяет осуществить регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя с подготовкой документов в электронном виде и использованием электронной цифровой подписи. С его помощью можно в два раза сократить свои трудо- и время затраты, вообще не посещая налоговую инспекцию.
Зарегистрировать свой бизнес сегодня можно даже с помощью iPad и iPhone, скачав соответствующее приложение. Но если способ регистрации – личное дело каждого, то изменения в документах касаются всех без исключения.
Во-первых, новые формы документов, которые будут применяться, начиная с 4 июля 2013 года, стали универсальными: они используются для государственной регистрации как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Новые формы не содержат «технических» разделов («организационно-правовая форма», «количество учредителей», «количество видов экономической деятельности» и тому подобные), а также не требуют проставления не любимых заявителями «галочек» и «черточек».
Во-вторых, теперь, с введением новых форм документов, для того, чтобы изменить наименование и адрес филиала или представительства юридического лица, уже нет необходимости закрывать филиал и затем открывать новый, как это было до сих пор.
В-третьих, новые формы исключают путаницу с написанием наименований организаций, связанную с использованием заглавных и прописных букв: вся информация в бланки вносится только заглавными буквами. Кроме этого, новые формы машинно-ориентированы, а значит, адаптированы для электронного документооборота. То есть если ранее заполненная от руки форма вбивалась в базу инспектором, то теперь заполненная форма распознается сканером. Преимущество очевидно – будет меньше ошибок и сокращаются сроки обработки документов. Правда, стоит учесть, что исправления в тексте заявлений недопустимы.
Важным изменением является и то, что свидетельство о государственной регистрации теперь будет выдаваться только при создании организации. Если ранее по всем видам изменений налогоплательщику выдавалось новое свидетельство, то теперь будет выдаваться лист записи ЕГРЮЛ, в котором будут отражены данные о внесенных изменениях. Листы записи ЕГРЮЛ будут выдаваться также и в случае утраты ранее полученных свидетельств о внесении изменений.
«То есть сейчас при внесении любых изменений в реестр – поменялся руководитель организации, изменился адрес, вид экономической деятельности и т.д. – выдается дополнительное свидетельство о внесении изменений. По каждому изменению – отдельное свидетельство. У крупных компаний, например, которые имеют широкую филиальную сеть по России, это приводило к тому, что только за один год деятельность накапливались десятки таких документов. С 4 июля 2013 года привычное свидетельство о государственной регистрации будет выдаваться налоговым органом только при создании юридического лица, при приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя и при создании крестьянского (фермерского) хозяйства. К свидетельству будет прилагаться лист записи, содержащий сведения, включенные соответственно в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. В остальных случаях заявителю будет выдаваться только лист записи, содержащий сведения о внесенных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП изменениях», – пояснил заместитель начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков УФНС России по Ростовской области Олег Епифанов.
Важно, что с 4 июля документы на государственную регистрацию необходимо представлять в налоговые органы строго по новым формам. Формы документов налогоплательщики могут найти и скачать на официальном сайте УФНС России по Ростовской области в разделе «Помощь налогоплательщику».