По статистике каждый третий житель Ростовской области является потенциальным предпринимателем, и власти региона намерены воспользоваться этим резервом и вырастить новый эшелон представителей этой сферы бизнеса. А поскольку из общего количества жителей региона мужчины составляют около 46%, а женщины – 54%, это значит, что предпринимательство на Дону к концу 2014 года может окончательно приобрести женское лицо.
На днях губернатор Ростовской области Василий Голубев отметил, что в планах региона стоит задача по включению как можно большего количества молодых людей и просто жителей Дона в бизнес. Да так, чтобы к 2014 году повысить долю производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг) практически в два раза (с 15% до 30%). При этом власти готовы вырастить новое поколение предпринимателей: дать все необходимые знания на бесплатной основе и поставить на ноги при помощи финансовой поддержки. Не исключено, что в эту упряжку придется включиться предпринимателям-женщинам, которых в нашем регионе и так уже больше, чем в среднем по России.
«Официальная статистика по гендерному принципу у нас не ведется. Но, проанализировав имеющуюся у меня информацию, могу предположить что женщин-предпринимателей в нашем регионе на сегодняшний день 40%-50%, и историй успеха среди женщин не меньше, чем у мужчин», – отметила заместитель директора департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области Людмила Сечкарева.
Сегодня среди бизнес-леди преобладают женщины с высшим и средним специальным образованием, высококвалифицированные специалисты среднего и зрелого возраста, то есть группа потенциального риска по безработице. Главным мотивом для открытия собственного дела ростовчанки видят в самореализации, материальной надежности и самоутверждении.
Женское предпринимательство на Дону осваивает легкую промышленность, сервис (косметология, салоны мод и т.п.), консультативные услуги, образование, социальную работу, торговлю, рекламное дело и туризм. Наши женщины также захватывают экзотические сферы бизнеса, такие как ИТ-технологии. Эксперты считают, что у женщин-предпринимателей есть одно главное преимущество перед мужчинами – возможность сразу же быть замеченной и запомниться в отрасли. Правда не менее заметны и специфические проблемы женского предпринимательства:
низкий статус женщин в политике, обществе и культуре и связанные с этим ограниченные возможности;
неравный доступ к кредитным и финансовым ресурсам.
Во многих странах мира (Франция, США, Юго-Восточная Азия) эти проблемы решаются за счет государственной поддержки женского предпринимательства. У нас же государственная поддержка бизнес-леди крайне ограничена. Самое главное – не предусмотрены льготы по пенсионным взносам и налогам для предпринимателей-женщин, даже для тех, кто воспитывает несовершеннолетних детей.
«Не многие женщины знают о том, что все же предусмотрено законодательством. Например, о своем праве на больничный лист. ИП может добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности или в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования в ФСС. Таким образом женщины-предприниматели могут рассчитывать на выплаты по беременности и родам и по уходу за ребенком», – отметила первый заместитель директора НП РРАПП Наталья Коваленко.
Но вне зависимости от того, кто заполнит нишу нового эшелона предпринимательства, власти намерены изменить укоренившейся за последние два десятилетия подход, когда ипэшники были предоставлены сами себе и «вырастало то, что смогло прорасти». Главная цель – изменить менталитет самозанятого населения и вложить в головы, что не только торговля – удел малого бизнеса.
«Надо идти дальше и смотреть на мир. Я только что вернулся из Шанхая и Гонг-Конга. Там предприниматели охватили все сферы деятельности. Они стали в технологичные цепочки с крупными предприятиями, активно идут в информационные технологии создают потрясающие продукты. У нас сейчас для этого благодатная земля. Можно делать совместные проекты и, надо отметить, что интернационализация проектов малого бизнеса набирает обороты. ВТО нас к этому подталкивает. Крупные игроки уже бросили здесь якоря, а малые создают конкурентную среду и повышают эффективность этих крупных предприятий. Поэтому нам просто нужно активно влезать во все это», – резюмировал председатель попечительского совета ООО «Опора России», вице-президент ОАО «Сбербанк России» по развитию малого бизнеса Сергей Борисов.