Реформирование алкогольной отрасли продолжает вносить существенные изменения в деятельность региональных производителей и продавцов алкогольной промышленности. Новые условия алкогольного рынка, которые продиктованы изменениями в федеральном и региональном законодательстве, обсудили на встрече с предпринимателями в Торгово-промышленной палате. Данные встречи будут теперь регулярными (раз в квартал) для контроля ситуации и информирования бизнес-среды.
Изменения произошли на региональном и федеральном уровнях. Что касается региональных – теперь с 1 января 2013 года полномочия по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции переданы на областной уровень. Этой работой в нашем регионе будет заниматься департамент потребительского рынка Ростовской области. Практика выдачи лицензий в муниципалитетах фактически исчерпала себя. Сегодня она сохраняется в небольшом количестве субъектов РФ, в которых маленькая плотность населения при большой территории.
На федеральном уровне произошли следующие изменения: с 1 января 2013 года пиво приравняли к спиртным напиткам со всеми вытекающими последствиями. Купить его в ночное время суток уже нельзя. Кроме того, розничная продажа пива отныне может осуществляться только в стационарных торговых объектах.
Влияет на розницу алкоголя и постановление правительства РФ «Об определении органами государственной власти мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности». Оно утверждено в конце прошлого года и уточняет объекты и территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Все эти нововведения в совокупности с действующими минимальными розничными ценами на водку, коньяк и бренди существенно повлияют на розничную торговлю, которая и без того в регионах ежегодно сокращалась. Так в Ростовской области лицензионная сеть за последние годы уменьшается на 10-15% в год. Ситуация осложняется еще одним нововведением. Для контроля оборота алкогольной промышленности в прошлом году было введено и обязательное декларирование не только оптовиков, но и розницы. Кроме того, отчитываться должны компании, перевозящие этиловый спирт и нефасованную спиртосодержащую продукцию.
«Государство ставит перед собой задачу обеспечить прозрачность алкогольного рынка и четкое понимание пути каждой бутылки от производства до реализации», – уверен директор департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов. Однако, как показывает практика, торговцы алкоголем зачастую подают декларацию без сверки. С одной стороны, им не хватает квалификации, сотрудников, а с другой – они просто привыкли работать по старинке. В итоге, как минимум, 10% от тех, кто реализует сегодня пиво в самых отдаленных точках области, либо вовсе не подают декларацию, либо подают ее с неточностями.
Департамент потребительского рынка Ростовской области не заинтересован в сокращении лицензионной сети магазинов, особенно в сельских территориях. «Мы, так же как и вы, заинтересованы в развитии вашего бизнеса, вне зависимости от того являетесь вы производителями алкогольной продукции, оптовиками или представителями розницы. Именно поэтому мы предлагаем вам рассмотреть ряд предложений по предупреждению нежелательных последствий», – заверил Андрей Иванов. Он предлагает предпринимателям не занимать выжидательную позицию, а вести конструктивный диалог с использованием всех возможных инструментов, включая участие в различных общественных объединениях.