За прошедший месяц малый бизнес в Ростовской области все больше проявляет неуверенности в собственных силах, в связи с чем все чаще появляется информация о закрытии очередного ИП. Предприниматели говорят о невозможности получения необходимого уровня прибыли для дальнейшего существования из-за возросших обязательных платежей, а власти пеняют на низкую финансовую грамотность бизнесменов, которая лишает их возможности справляться с возникшими трудностями. О признаках финансовой безграмотности и о том, можно ли без знаний и предпринимательских навыков добиться успеха в бизнесе, рассказала профессиональный консультант в области налогового планирования, управленческого учета и бюджетирования Лариса Мельникова:
– Лариса Сергеевна, в чем выражается финансовая безграмотность и в какой момент она начинает подкашивать наших предпринимателей?
– На самом деле финансовая безграмотность начинает уничтожать бизнес, который даже еще не начат. Многие хотят открыть свое дело, но при этом они совершенно не знают, в какую сложную бизнес-среду хотят погрузиться. За счет того, что сейчас активно пропагандируется предпринимательство, существуют программы поддержки начинающих предпринимателей, многим показалось, что это легко. Например, многие уверены, что предпринимательству можно научиться. Но ведь это далеко не так. Только 3-5% имеют предпринимательские способности (по результатам тестирования, проведенного Центром развития карьеры среди участников проекта), все остальные, зачастую, занимаются лишь тиражированием бизнеса и даже не задумываются, подходит ли этот вид деятельности именно им.
– То есть основным мотиватором при открытии своего дела служат только деньги, которые можно на этом заработать?
– В основном, да. Большинство отождествляет образ предпринимателя с внешними атрибутами успеха – шикарный офис, дорогая машина с личным водителем и т.п. То есть, в статусе бизнесмена их привлекает только внешняя сторона, но при этом они не видят его внутреннюю составляющую. А кроме внешнего есть ещё ответственность перед сотрудниками, перед клиентами и поставщиками, государством. У предпринимателя редко бывает отпуск в обычном его понимании. Даже в отпуске он не отключает сотовый телефон, и его мысли постоянно заняты бизнесом – его организацией, его развитием. Об этом многие не задумываются и не учитывают, начиная свое дело. Поэтому, когда люди окунаются в это и понимают, что желанной картинки нет, а есть множество разноплановых задач и ненормированный, не всегда оплачиваемый рабочий день, многих это расхолаживает, и у них опускаются руки.
К рождению таких вот радужных образов в головах обывателей причастны СМИ. Это ведь они рассказывают об успехах людей и многомиллионных доходах их бизнеса. При этом редко говорят, что их на самом деле не так уж и много, не более 5%, а тех, кто достиг больших успехов, и того меньше – не более 1%. Не владея этой информацией, а видя лишь красивые истории успеха, начинающие предприниматели берут их за основу и идут в бизнес.
А ведь существуют миллионы других предпринимателей, занимающихся розничной торговлей и сферой услуг, производством. Почему-то мало кто видит себя торгующим в палатке, или, например, владельцем химчистки. У них не укладывается в голове, что путь к вершине лежит через повседневный тяжелый труд, поначалу не очень прибыльный и главное, что деньги, которые они хотят зарабатывать в бизнесе, зависят не от везения, а от знаний. Чем больше денег, тем больше знаний должно быть, если хотите. Но многие, как я уже сказала, не хотят начинать свое финансовое образование даже с понимания того, что такое бизнес и как он работает.
– А если более конкретно, к каким проблемам чаще всего приводит финансовая безграмотность?
– В каждом случае это индивидуально. Но если обобщить, то чаще всего сценарий следующий: зарегистрировали бизнес, начали работать. Знают в лучшем случае про налоги, и то не все. Тактики, как управлять расходной частью, как выстраивать финансовые взаимоотношения с контрагентами, нет.
Нет оперативного контроля финансовых результатов бизнеса. Зачастую наличие прибыли определяют по наличию или отсутствию денег на расчетном счете. Но это глубокое заблуждение! В итоге – скоропостижное банкротство. Еще я бы отметила ту легкость, с которой берутся кредиты в банках. Чаще всего оптимальная программа не выбирается, то есть та, которая тебе по силам. Идут туда, куда ближе и где этот кредит дают. Ко всему прочему, чтобы дали кредит, начинающие, и не только, бизнесмены, корректируют бизнес-план под условия банка, при этом не задумываясь о его реальности. Это очень часто служит причиной закрытия ИП.
– Неужели поверхностное знание финансовых процессов способно обрушить и уничтожить пласт микробизнеса при столкновении, например, с двукратным повышением страховых взносов?
– Я так не думаю, хотя для кого-то это и может стать причиной закрытия своего дела. Проблема в том, что предприниматели не видят пути решения возникающих задач, а так же не в силах оценить пробелы в своих финансовых знаниях. За свою практику и в том числе за время работы в образовательной программе для молодых предпринимателей «Эффективное ведение собственного дела» (ЮФУ, ИУБиП), где я вела курсы налоговой грамотности, бизнес-планирования и управленческого учета, я видела достаточно бизнес-планов, которые меня озадачивали. Например, в бизнес-планах начинающих предпринимателей не продуманы многие важные аспекты. Начиная с отсутствия такой строки, как налоги, и заканчивая отсутствием стратегии взаимоотношений с внешними инвесторами, графика работ, источников материального снабжения. Каким образом контролировать затраты – этот вопрос присутствует в зачаточном состоянии. То есть не просчитываются доходы и затраты, то, как они должны соотноситься, нет понимания, что такое постоянные и переменные затраты, и как это влияет на бизнес, какие затраты придется нести постоянно, независимо от того будет у тебя выручка или нет. Когда начинаешь об этом говорить, для подавляющего большинства это становится откровением и открытием.
– Сколько времени понадобится, чтобы уровень финансовой грамотности был достаточным для стабильного существования предпринимателей?
– Ответ на это вопрос зависит от того, насколько заинтересованы в этом сами предприниматели. А это уже составляющая внутреннего восприятия. Прежде чем начать учиться чему-нибудь, человек должен осознать в этом необходимость. Точно могу сказать о топ-менеджменте ростовских компаний – они четко для себя позиционируют, что обучение должно быть постоянным. Необходима постоянная актуализация знаний.
Что касается повышения уровня финансовой грамотности предпринимателей, сегодня на круглом столе прозвучало мнение, с которым я согласна – массовый эффект мы увидим лет через 10. Те, кто сейчас получают образование, они поработают, наберутся дополнительного практического опыта и придут к стабильности.
– А как сейчас предпринимателям справляться с трудностями?
– Конечно, когда начинаешь свой бизнес, необходимо просчитать все аспекты и то налоговое бремя, которое ты будешь нести на старте. Но если ты понимаешь, что у тебя что-то не срастается, то у тебя есть два варианта: либо подумать, как увеличить доходы или как сократить расходы. Но есть одно «но» – когда начинают сокращать расходы, бизнес теряет в качестве. К примеру, когда мы делаем торт и вместо сливочного масла добавляем туда растительное масло, что будет с продуктом? Он станет менее вкусным и его перестанут покупать. Вот точно так же с любым бизнесом, особенно в сфере услуг. Необдуманное снижение затрат приведет к тому, что снизится качество, упадет выручка и так вниз по спирали. А в остальном универсальных рецептов нет, все индивидуально.
– Скажите, а если у человека нет возможности получить необходимые знания и навыки, но он готов набивать шишки и поднимать свой бизнес, из этого может что-то хорошее получиться?
– Вот из этого хорошее и получается, когда человек идет осознанно и с открытыми глазами в бизнес, когда он понимает, что набьет шишки. Для него трудности не являются неожиданностью, и они его не отпугивают. Кто настроен, что его ждут впереди не только успех, но и падения и неудачи, тот чаще всего и добивается успеха.
Фото: Фото автора