Малый и средний бизнес оставляют основной клиентский сегмент для многих банков. Этот сегмент недофинансирован в силу непрозрачности и отсутствия необходимых знаний в финансовой сфере у бизнесменов. Поэтому банки вырабатывают четкие ориентиры для работы с МСБ и оценки кредитных заявок. О том, какие ориентиры существуют для кредитующихся субъектов малого и среднего бизнеса, рассказала управляющая филиалом «Ростовский» банка «ГЛОБЭКС» Лариса Сулацкая:
– Какой бизнес для нашего региона является наиболее устойчивым и чаще всего берет кредиты?
– Начнем с самого начала. Действующее законодательство (согласно постановлению правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556) подразделяет всех действующих юридических лиц на субъекты малого, среднего предпринимательства и субъекты крупного бизнеса. В свою очередь, малое и среднее предпринимательство подразделяется на микропредприятия, те, у кого выручка до 60 млн рублей в год, малые – от 60 млн рублей до 400 млн рублей, и средние – от 600 млн до одного млрд рублей в год. Для нашего региона предприятия, у которых выручка от 30-50 млн рублей в месяц, считаются достаточно устойчивыми. Ведь достигнуть такой выручки с нуля невозможно. Такой бизнес пережил несколько кризисов и выработал свою систему устойчивости.
Если говорить о микропредприятиях, то на сегодняшний день их кредитование статистически падает, потому что им легче взять потребительский кредит с ограниченным пакетом документов, чем оформлять займ на юридическое лицо. Кроме того, они более подвержены волатильности рынка. Как правило, это торговые предприятия, и большинство из них с приходом транснациональных корпораций значительно проигрывают в логистике, в итоге теряют эффективность и привлекательность в своем сегменте рынка.
– В чем именно заключается сложность сбора пакета документов для малых предприятий?
– Большинство малых предприятий находится на упрощенной системе налогообложения или на налоге на вмененный доход. Эти две формы налоговой отчетности подразумевают с одной стороны удобство для предприятия, с другой – непрозрачность для банка. Более того, послабления, связанные с отсутствием кассовых аппаратов, отсутствием необходимости ведения книг и пр. также затрудняют их кредитование. На мой взгляд, любому предприятию необходимо вести хотя бы управленческий бухгалтерский учет, не говоря уже о полноценном. В этом случае для банков такие предприятия сразу же становятся привлекательными и могут претендовать на более низкие процентные ставки. В сегменте микро- и малого бизнеса процентные ставки находится в диапазоне 16-20%. Если мы посмотрим средние предприятия, то у них уже диапазон ставок 11-13%. Мы видим, что как минимум три п.п. на банковском кредите можно сэкономить просто ведя бухгалтерский учет. По сути это позволяет не только сэкономить, а вообще дает возможность получить кредит.
Более того, у нас последние годы действующее законодательство подталкивает предприятия на то, чтобы госконтракты заключались на тендерах, на конкурсах или на аукционах. Как правило, для получения таких контрактов и для их обслуживания, предприятиям требуются банковские гарантии. Чтобы эти гарантии получить, опять же, необходим практически тот же пакет документов, что и для кредитования.
Привлечение бухгалтеров на аутсорсинге ситуацию в корне не меняет. Любой бухгалтер, который ведет несколько предприятий одновременно, сводит весь бухгалтерский учет раз в квартал, а то и реже. Соответственно, когда предприятие выходит на уровень, когда ему требуется финансовые ресурсы, возникает трудность в представлении документов в необходимом банку формате.
– А разве отсутствие обеспечения кредита или недообеспечения – не главное препятствие для получения денежных средств в банке?
– Да, одна из основных трудностей, с которой сталкиваются субъекты МСБ. Не все банки готовы идти на недообеспеченные кредиты либо вообще на необеспеченные. Особенно тогда, кода речь идет о субъектах малого бизнеса. Но я могу сказать, что в нашем банке мы всегда первично смотрим на финансовое состояние самого предприятия, на источники возврата, а потом уже на этот вторичный фактор. Более того предприятия могут воспользоваться услугами Гарантийного фонда и предоставить дополнительные гарантии для того, чтобы получить кредит в банке, участвующем в этой программе. Гарантийный фонд повышает вероятность получения кредита и позволяет увеличить его размер. От себя могу добавить, что те предприятия, которые воспользовались поддержкой Фонда, на сегодняшний день достаточно успешны. Вообще я знаю очень мало случаев, когда Гарантийный фонд выплачивал банкам гарантии. И не потому, что не хотел, а потому, что предприятия возвращали кредит своевременно и в полном объеме.
– Кому и как в этой ситуации помогают государственные формы поддержки? На что они нацелены?
– На сегодняшний день государство предоставляет различные формы господдержки. Это и субсидирование процентной ставки и программы кредитования, связанные с модернизацией и инновацией производства. Однако не все предприятия об этом знают. Малым предприятиям необходимо самим интересоваться новыми продуктами, которые появляются на рынке и адресованы именно им.
Как говорится, инновация отличает лидера от догоняющего. Государство это принимает во внимание, и большинство программ, продвигаемых через банки-агенты, нацелены на инновации и модернизации. Инновация – это обоснование для кредита, который берется субъектом МСБ на срок до семи лет с процентной ставкой не выше 12,5% годовых. Но при этом предприятие, которое претендует на такой кредит, должно иметь патент на некое изобретение и таким образом вносить что-то новое в развитие нашей экономики.
Модернизация предполагает кредит до пяти лет, верхняя планка процентной ставки также ограничена и составляет 12,5%, но при этом надо иметь действующее производство и осуществлять его модернизацию. Не секрет, что в нашем регионе такого рода предприятий мало. И для развития нашей экономики требуется, чтобы большее количество людей занималось производством и импортозамещением. Стоит учесть, что тот рынок, который мы увидим в ближайшие годы, будет характеризоваться высокой концентрацией транснациональных корпораций и для того, чтобы быть конкурентоспособным, необходимо быть больше производителем, чем торговцем.
– Есть какой-то рецепт, как увеличить свои шансы на получение кредита?
– Сам приход в банк не гарантирует получение кредита. Прежде всего, надо быть самому готовым к его получению. А эта готовность заключается в следующем: нужно четко знать свои цели и задачи, которые стоят перед твоим бизнесом, независимо от формы собственности. В итоге мы получаем четко сформулированную заявку, которая уже продвигает бизнесмена на шаг вперед. Необходимо самому посмотреть источники возврата, для того чтобы правильно определить сумму кредита, срок кредита и случайно не взять на себя непосильные обязательства.
Далее, после того, как заявка сформулирована и прошла предварительную консультацию в банке, необходимо начать сбор пакета документов. Вот здесь мы возвращаемся к тем трудностям, о которых говорили ранее. Плюс к этому, очень часто предприятие ассоциируется со своим личным карманом. Предприниматели не все деньги вкладывают в бизнес и частично расходуют их на собственные нужды. Важно оценить, эти личные расходы меньше суммы прибыли, или все-таки забирается больше, чем предприятие зарабатывает. На эти вопросы предприниматель должен ответить прежде всего себе, а потом уже банку.
Обилие потребительских кредитов, которые «висят» на участках малого предпринимательства, также снижают возможности по погашению кредита. Потребительские кредиты всегда дороже, ставка выше, и при этом они проходят мимо баланса предприятия и, соответственно, «не наращиваются мышцы» на нем. Именно в периоде становления предприятия для банков важна кредитная история. Вот почему важно брать кредиты на предприятие, а не физическое лицо.
– Посмотрим с другой стороны: как оценивает заемщика банк, и при каких обстоятельствах он даст положительный ответ?
– В основной массе подход к кредитованию МСБ индивидуальный. Скорринговые модели, которые применяются банками, сопрягаются с работой аналитиков. Они все равно смотрят на аналоги бизнеса. Как правило, ничего кардинально нового не возникает. Всегда существует конкурентная среда, и можно посмотреть, насколько ты успешен и сколько эффективно ты работаешь. Все эти аналитические изыски и просчеты перспектив погашения укладываются в прогноз движения денежных средств и в отчет прибыли и убытков предприятия. Это два основных документа, которые дают возможность банку принять решение. Для прогноза движения денежных средств необходимо сначала проанализировать выручку, которая прошла в предыдущем периоде и затраты в виде выплаты денежных средств. Затем выстраивается прогноз на перспектива в зоне действия кредита. И именно там, в прогнозе движения денежных средств, видно – возможно ли получение кредита, из каких источников кредит будет гаситься, потребуется ли перекодирование или возможно возвращение из прибыли предприятия.
Второй документ – отчет прибыли и убытках. Он не всегда отражает реальный денежный поток, но позволяет оценить, с каким уровнем прибыли работает предприятие, попадает ли оно в тот диапазон прибыли, который позволит возвращать кредит безболезненно (т.е. – выплаты занимают 40-70% от прибыли). Кроме того, этот документ интересен оценкой позиции на рынке. В своем прогнозе мы, как правило, ставим прирост выручки, но для себя обязательно нужно дать объективную оценку: ставите ли вы свое предприятие выше рынка, считаете средним по рынку или же ниже. Для этого есть все необходимые статистические данные.
Фото: Видео Юрия ЛЯШКО