На сегодняшний день 27% россиян имеют кредитные обязательства. При этом 12% взяли потребительский кредит в магазине, 8% – кредиты на неотложные нужды, 4% – на покупку автомобиля, 3% – тянут ипотечный кредит и 2% – пользуются кредитной картой. Планируют взять кредит в ближайшее время еще более 11% наших сограждан.
Банковские кредиты интересуют прежде всего молодежь, людей с высшим образованием и относительно высоким доходом, а также жителей городов-миллионников. Такие данные получил в своем исследовании Фонд общественного мнения.
Кредитование в точках продаж, или POS-кредитование (POS – Point Of Sale – точка продажи), для банков очень привлекательный сегмент рынка из-за высоких ставок и большого спроса. Минимальный размер ставок – порядка 20%, а верхний предел, если речь идет об эффективных ставках, может достигать 100%.
Согласно исследованию Frank Research Group по состоянию на июль 2012 года лидер рынка POS-кредитования– Хоум Кредит Банк с долей 22,2%. За ним идет ОТП банк с 21,4%. Альфа-Банк занимает 13,6%. Также в десятку входят банк «Русский стандарт», Русфинанс банк, Кредит Европа банк, «Ренессанс кредит», «Траст» и «Открытие».
С одной стороны, наблюдается снижение популярности POS-кредитов. Эксперты связывают это с запоздалой реакцией россиян на недобросовестность банков в начале 2000-х годов. Тогда банки накручивали скрытые комиссии, и в результате стоимость кредитов зашкаливала. И хотя сейчас работа банков стала более прозрачной, недоверие осталось.
С другой стороны, удерживать лидерство по популярности кредитам в магазинах помогает низкая финансовая грамотность населения. Потребители, оформляющие займы в точках продаж, прежде всего обращают внимание на банковские ставки в рекламе, которые иногда подразумевают процент не за год, а за месяц. Также потребители верят в существование «кредита без переплаты», что обеспечивает жизнеспособность таким акциям, как «0-0-24». Такого не бывает, отмечают эксперты, и переплата скрыта либо в стоимости товара на ценнике, либо в особых пунктах кредитного договора.
Перед Новым годом, как правило случается резкий скачок количества выданных POS-кредитов. Чаще всего в магазинах на заемные средства приобретают бытовую технику (22%), аудио- и видеотехнику (20%), мобильные телефоны (19%) и компьютеры (17%).
В департаменте потребительского рынка РО ростовчанам рекомендуют внимательно читать условия договора. Необходимо обратить внимание на наличие комиссии за ведение счета, страхование жизни или здоровья, кассовое обслуживание и штрафы за досрочное погашение. В договоре этого быть не должно, или, по крайней мере, потребитель имеет право из документа все это вычеркнуть.
Как можно сэкономить на покупках в кредит читайте в рубрике «Комментарий дня».
Фото: Фото с сайта Freesurveycenter.com