Банки имеют полное право передавать проблемных заемщиков коллекторам, уверен глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. Однако законность этой практики должна быть подтверждена не только соответствующим пунктом кредитного договора, но и законом о потребкредите. Последние годы проект федерального закона регулярно обсуждается в Государственной думе, однако до настоящего времени так и не принят.
Проблемные заемщики продолжают судиться с банкирами по поводу передачи последними прав требования по потребительским кредитам третьим лицам (коллекторам. – Прим. ред.). С каждым годом число таких дел только увеличивается, говорят эксперты. С другой стороны, если раньше банки передавали просрочку свыше года, а то и двух-трех лет, то сейчас это случается после месяца или даже недели просрочки. Есть информация, что были случаи, когда просрочка свыше одного дня стала поводом для обращения к коллекторам. Тем не менее все это увеличивает эффективность и уровень возврата с каждым месяцем.
С точки зрения географии, в числе самых неблагополучных регионов коллекторы отмечают Южный федеральный округ, и в частности – Ростовскую область и Краснодарский край. Особенно это касается сегмента ипотеки. По данным «Регионального информационно-аналитического центра» Ростовской области, объем задолженности населения на начало марта 2012 г. по рублевым займам вырос на 44,2% к значению марта 2011 года и составил 139 млн рублей.
По словам главы Ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова, передача долга коллектору законна в том случае, если соответствующая возможность прописана в кредитном договоре. На вопрос о законности современных способов работы с должниками (общение с друзьями должника в соцсетях, распространение фотографии должника на билбордах) Анатолий Аксаков ответил, что взыскатели все же должны иметь уважение к личному пространству людей. Но работники коллекторских агентств продолжают придерживаться принципа: все, что не запрещено, разрешено.
«Если вам начали звонить коллекторы и требовать оплаты долга по кредиту, то нужно разбираться в следующем порядке: удостовериться в полномочиях звонивших действовать в интересах банка, выяснить сумму задолженности, узнать, откуда образовалась задолженность, если все платежи банку уже оплачены – предоставить копии платежных документов», – советует адвокат, кандидат юридических наук, партнер Юридической группы «Линия защиты» Роман Абрамовский. Также эксперт добавил, что, если и после этого коллекторы продолжают требовать уплаты долга, можно предложить им обратиться в суд и решать проблему в правовом поле. Если же коллекторы продолжают донимать звонками, приходят, пишут, оказывают психологическое давление, угрожают и так далее, то гражданин имеет полное право обратиться с заявлением в полицию о привлечении навязчивых лиц к уголовной ответственности за вымогательство (ст. 163 УК РФ) или самоуправство (ст. 330 УК РФ).
Эксперты отмечают, что принятие закона о потребительском кредите сделает рынок более цивилизованным, и принять документ это нужно в ближайшее время. Причем от этого выиграют все стороны. Банки смогут передавать проблемных заемщиков коллекторам, должники смогут защитить себя от слишком навязчивых «выбивателей долгов», а суды избавят себя от обязанности разбирать спорные ситуации о законности передачи долгов коллекторам. С носом останутся лишь недобросовестные участники рынка.
О том, когда стоит ждать появления коллекторов, читайте в рубрике «Комментарий дня».
Фото: Фото с сайта Dom.ria.ua