Фонд общественного мнения в рамках определения индекса потребительского настроения провел исследования, на что россияне тратят деньги. Согласно данным, в последние три месяца россияне больше всего тратили на ремонт жилья, отдых, а также на лечение и покупку бытовой техники. Долгосрочных финансовых целей у 37% наших сограждан нет. Те же, у кого они есть, чаще всего собираются тратиться на приобретение недвижимости.
ФОМ проводил опрос среди населения России старше 18 лет. Респонденты – это жители 100 городских и сельских населенных пунктов из 43 субъектов РФ. В опросе участвовали 1500 человек. Вопросы задавались в ходе интервью по месту жительства респондентов. В ходе исследования специалисты выяснили, какие долгосрочные финансовые цели ставят перед собой россияне. При этом учитывался и возраст респондентов и их материальное положение.
Для всех россиян, вне зависимости от их доходов, одинаково важно содержать свое жилище в порядке. На ремонт квартиры или дома граждане готовы тратить свои сбережения в первую очередь. А вот откладывать деньги на черный день или вкладывать их в банки и фонды, россияне не хотят.
Те, чей доход ниже 4000 рублей в месяц после ремонта своего жилья видят смысл в тратах на образование, как свое, так и своих детей. Интересно, что те, кто зарабатывает от 4000 до 9000 рублей, не видят смысла в тратах на образование, как и не верят в то, что открытие собственного дела может улучшить их материальное положение. Для них важнее приобрести мебель и бытовую технику в дом. Кстати, эта категория граждан наиболее пассивна в своих долгосрочных финансовых целях. Возможно потому, что среди опрошенных с данным уровнем дохода преобладают люди старше 55 лет.
Люди с доходом от 9000 до 20 000 тысяч рублей явных приоритетов не имеют. Стараются распределить свои средства равномерно: и детей выучить, и мебель купить, и на черный день отложить. Незначительно, но все же выделяется желание приобрести недвижимость: квартиру, дачу или участок земли. Чаще всего такие настроения встречаются у людей среднего возраста от 36 до 54 лет.
Самая активная группа в своих целях, естественно, те, кто зарабатывают более 20 000 в месяц. Интересно, что для них важно вкладывать деньги в материальные вещи. На первом месте стоит покупка жилья, мебели, бытовой техники и автомобилей. Заниматься сбережениями они не хотят: ни откладывать на черный день, ни вкладывать деньги в финансовые учреждения. Правда эта же категория активнее других хочет заниматься своим делом, при этом уделяя большое внимание уровню образования членов своей семьи. Как правило это молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет.
Ценность этих исследований совершенно определенная. Для прогнозирования экономической ситуации в стране возникает необходимость в использовании ряда макро- и микроэкономических показателей. Представление об общей экономической конъюнктуре важно дополнять сведениями о взглядах обывателей – тех людей, от массового поведения которых в конечном итоге зависит профиль экономических процессов. Одной из возможностей сбора таких сведений является использование индекса потребительских настроений (ИПН).
ИПН рассчитывается, исходя из ответов респондентов на пять вопросов:
Как изменилось материальное положение вашей семьи за последние шесть месяцев?
Как, по-вашему, изменится материальное положение семьи в предстоящие шесть месяцев?
Как вы считаете, следующие 12 месяцев для экономики страны будут хорошим или плохим временем?
Следующие пять лет будут хорошим или плохим временем для экономики страны?
Сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать крупные покупки для дома (мебель, холодильник, бытовая техника, телевизор)?
В России исследования ИПН проводятся с 1993 года и, как показывает практика, настроения потребителей всегда угадывали приближающиеся кризисы или наоборот подъем экономики. В ходе этого исследования ФОМ установил, что индекс потребительского настроения равняется 97. Для примера в 1994 году индекс упал до отметки 60, что означало массовое «предчувствие» инфляции у потребителей. И вскоре оно оправдалось – валютный крах, скачок цен, снижение реальных доходов населения. То же повторилось и в 2008 году: индекс со 100 упал до 60. Уже второй год подряд индекс держится в пределах 95 и 110 пунктов.
161bank.ru опросил ростовчан с целью узнать на что они тратят деньги и ждут ли кризиса. Как правило, на Дону среди крупных покупок, совершенных за последнее время, числятся мебель и бытовая техника. Хотели бы или собираются приобрести в будущем недвижимость и автомобили. В целом благосостояние ростовчан медленно, но улучшается, а в будущее они смотрят с оптимизмом – приближения кризиса не предчувствуют.
Мнение экспертов о том, что означает нынешний индекс потребительского настроения читайте в рубрике «Комментарий дня».
Фото: Фото с сайта Npocmo.net, видео Юрия ЛЯШКО