Вы оформили кредитную карту в банке, с полгода попользовались ею. Потом поняли, что условия вас не устраивают, погасили всю задолженность и забыли о ней. Через год вам приходит сообщение, в которой говорится, что вы должны банку 1500 рублей. Оказывается, банк перевыпустил карту и теперь требует платы за обслуживание. О том, что делать в такой ситуации – платить банку, судиться или игнорировать его требования, – рассказывают эксперты.
Директор по картам Банка Хоум Кредит Антон Сергунов
: «Действительно, большинство банков автоматически перевыпускают кредитную карту на новый срок: некоторые извещают об этом клиентов, некоторые – нет. Как правило, автоматический перевыпуск происходит в случае, если по текущей карте были зафиксированы операции.
Что сделать в этой неприятной ситуации? Во-первых, всегда читайте договор и условия любого банковского продукта и услуги, которую вы оформляете, – все условия четко прописаны, и они уже не станут для вам неприятным сюрпризом.
Во-вторых, в данном случае лучше оплатить возникшую задолженность и написать претензию: фактически услуга не оказывалась, так как картой вы не пользовались. При этом плата, о которой идет речь, скорее всего, обозначена как «годовая комиссия за обслуживание карты или счета». В претензии обязательно укажите, что вы не пользовались картой и не согласны с суммой начисленной комиссии, в таком случае вы избежите следующего неприятного факта – возникновения просрочки. В случае удовлетворения претензии (а шансы велики) вам вернут эту сумму.
В-третьих, напишите заявление о закрытии карты и расторжении договора. По-хорошему это заявление необходимо было написать ранее, когда вы решили не пользоваться банковским продуктом – кредитная организация не может самостоятельно прекратить предоставление услуги или закрыть счет без данного заявления».
Держатель кредитной карты Антонина Лаптева
: «В 2008 году я впервые решила оформить кредитную карту. Намечался заграничный отпуск, а денег на тур не хватало. Один из федеральных банков предоставил мне карту с лимитом в 40 тысяч рублей. В течение года я полностью восстановила лимит на карте, взяла в банке справку о том, что никому уже ничего не должна, и убрала кредитку в дальний угол. Тем более что в 2010 году срок действия карты заканчивался, и восстанавливать ее я не планировала.
Прошло два года. За это время я получила от банка несколько СМС – о новых акциях и с поздравлениями к Новому году и дню моего рождения. Потом СМС-служба банка оповестила меня о том, что в течение нескольких дней я должна срочно заплатить порядка 600 рублей! Пошла разбираться с ситуацией. Выслушав мою историю, сотрудница банка стала смотреть историю платежей. Оказалось, что в 2010 году, как только срок действия карты закончился, банк перевыпустил кредитку. Но мне, конечно, об этом никто не сообщил. Кредитка пролежала три месяца в отделении банка, а затем ее отправили на уничтожение. Ровно через два года банк почему-то снова решил перевыпустить карту. На этот раз с другим номером и пин-кодом. О перевыпуске меня снова не оповестили, но зато с меня было решено взять 650 рублей – плату за годовое обслуживание карты. Кредитки, которой я не пользовалась с 2009 года и в получении которой я нигде не расписывалась.
Решить проблему можно было двумя способами. Первый и самый простой – заплатить эти 650 рублей и через недельку забрать новую кредитку. Второй вариант – написать заявление об отказе от получения кредитки и в углу указать: «Прошу отменить плату за годовое обслуживание в связи с тем, что карта не использовалась». Именно так я и поступила.
После я сделала следующий вывод (его, кстати, подтвердила и сотрудница банка). Нужно внимательно отслеживать, когда срок действия кредитки подходит к концу. А после этого – либо срочно бежать в отделение банка и писать заявление о том, что вы больше не хотите пользоваться картой и платить за годовое обслуживание, либо уточнять, когда вам перевыпустят новую кредитку. Автоматически счет на кредитке без вас никто не закроет. Даже если вы выплатили банку все сполна».