Эпоха газировки неуклонно идет на спад. Все больше покупателей отдают предпочтение натуральному продукту – такому как квас, а не ароматизированным газированным напиткам. Кроме того, большое влияние на рынок кваса оказывает погода: так, в жарком 2011 году россиянами было выпито около 600 миллионов литров кваса, а это более четырех литров на душу населения в год. А общий прирост потребления кваса за прошлый год составил порядка 10%. Но на те же 10% ежегодно происходит увеличение стоимости напитка. Выходит, чем больше мы пьем квас, тем охотнее он «набивает» себе цену.
Судите сами: самой употребляемой безалкогольной жидкостью в России является газированная минеральная вода, средняя стоимость которой за литр – 25 рублей. Вслед за ней идут сладкие газированные напитки – средняя цена 60 рублей за литр. Между ними по популярности разместился квас: средняя цена за литр – 35 рублей. При этом в последние пять лет по данным маркетинговых исследований квас уверено теснит сладкую газировку. И вовсе не из-за статуса альтернативы по более низкой цене. Как уверяют эксперты, все дело в изменении культуры потребления. Потребительская грамотность населения России достигла того уровня, когда полезность и безопасность продукта ставится выше рекламируемого бренда. В итоге повышенный спрос на квас породил более высокую стоимость предложения. В недалеком будущем цена за литр кваса приблизится к стоимости Кока-колы и даже ее перевалит.
Причем за «освежающий» ценник на любимом напитке стоит благодарить розничную торговлю. В Ростове два крупных и самых узнаваемых производителя кваса ООО «ДОНКВАС» и ООО «Отличник 5+». Их отпускная цена на уровне 15 рулей за литр. Собственных точек розничной продажи у предприятий нет, поэтому в стакан ростовчанам наливают продукт почти с 200% наценкой, которую устанавливают частные предприниматели. На наценку ограничений не существует. Просто потребитель готов платить такие деньги. Правда, есть мнение аналитиков, что цена на квас нагнетается искусственно, чтобы загнать покупателей в магазины за пресловутой химической газировкой.
Кстати, изобретенные на ООО «ДОНКВАС» в 2007 термокеги произвели революцию на рынке кваса и значительно удешевили его розничную реализацию. Раньше розничная торговля кваса требовала не малых затрат на оборудование точки, электроэнергию и баллоны с углекислым газом. Сейчас же продавать квас можно без существенных денежных вливаний и без привязки к стационарным объектам. Если бы не термокеги, то квас сегодня обходился нам на 20% дороже.
Фото: Фото с сайта Zhenskij-sajt-katerina.ru