Лето – традиционная пора для чтения, будь то школьная программа литературы или расслабляющее чтиво на курорте. Чем живет сейчас книжный бизнес Ростова-на-Дону и не собирается ли он уходить на каникулы, мы узнали у главного редактора издательского дома «Владис» Сергея Рублева.
– Книгоиздателям, наверное, хорошо живется в стране самой читающей нации?
– Это достаточно большой миф – про самую читающую нацию. Если я правильно помню, это заявление прозвучало во времена перестройки, когда у газеты «Аргументы и факты» был самый большой тираж. Тогда народ каждый день покупал газету, читал разоблачительные статьи, узнавал о своем прошлом, какие-то там версии происходящего. Было ради чего покупать и читать эту газету. Потом, кстати, этот тираж сдулся. Так что не нужно горевать о том, чего никогда не было.
Не хотелось бы сейчас говорить, как человек старой закваски: молодые люди сейчас не читают книги, все, мы скоро деградируем. Просто сейчас другие формы подачи информации и другие формы ее получения. Если прогресс дает нам возможность получать информацию быстрее, удобнее, то почему бы и нет? Единственное, о чем стоит горевать нам, книгоиздателям, это то, что мы стремительно теряем свои прибыли исключительно из-за прогресса и вовсе не от того, что люди перестали читать.
– Получается, что книга скоро перестанет существовать в своем классическом понимании?
– Вряд ли книга уйдет совсем из жизни человека. Такая же ситуация была с театром. Никто не мог придумать, что может быть более зрелищным, пока не появилось кино. Театр ушел на задворки. Сейчас книгу на задворки отправляет Интернет.
Наше издательство специализируется не на художественной литературе, а на книгах для широкого потребления: кулинарные рецепты, гороскопы, как вырастить собаку и так далее. И если раньше за этой информацией человек стремился в книжный магазин, то сейчас произошло изменение в сознании, он просто кликает в Интернете, вводит в поисковике запрос и получает всю эту информацию. Причем бесплатно!
С каждым годом Интернет все дальше проникает в каждый дом, в каждую розетку. Если пару лет назад мы и другие книгоиздатели ориентировались на непродвинутых читателей, скажем, жителей деревни, небольших городков, то сейчас мы потеряли и эту нишу. Интернет рано или поздно захватит всю потенциально аудиторию. Прибавьте сюда растущую популярность электронных и аудиокниг, и можно с уверенностью сказать, что ситуация на книжном рынке сейчас одна из худших.
– Какие выходы из сложившейся ситуации могут быть?
– Не секрет, что главная организация, специализирующаяся на оптовой торговле в России, «TOП-книга», около двух лет назад стала банкротом. Это тоже повлияло на распределение сил во всем книжном бизнесе. Многие издательства либо свернули свою деятельность совсем, либо сократили свое производство в десятки раз. То есть, кроме десятка крупнейших издательств, остальные просто борются за выживание.
Один из вариантов выживания – это достаточно перспективный рынок детской книги. Это классический пример того, что сейчас может заставить человека купить книгу. Она должна иметь красивый переплет, тиснение фольгой, выборочное лакирование, дорогую бумагу, качественные иллюстрации и элементы игры. Книга становится многофункциональной. То есть и полезно, и интересно, и красиво, и приятно родителям отдать за нее 200-300 рублей.
Еще один вариант обретения себя в новых условиях – это жанр pocketbook (карманная книга). Например, та самая пресловутая Дарья Донцова, которую все читают на пляжах Геленджика. Эти книги тоже никуда не уйдут. Маленькую книжку в мягком переплете удобно взять с собой на пляж и не жалко выбросить. Так что нужно искать своих Донцовых.
– Как обстоят дела с самой культуре чтения?
– Люди сейчас не готовы воспринимать большие тексты. Это можно сказать и о художественной, и о прикладной литературе. Стараются писать емкими абзацами, выделять главные мысли, повторять их. Ориентир на самого широкого читателя, чтобы дошло. Часто авторы текстов стоят перед выбором: сделать его удобоваримым, чтобы его прочли, или сделать хороший качественный текст, но его никто не прочтет.
– Каков финальный диагноз книге и издательскому делу в целом?
– Главная идея книги будущего – это красивая вещь, которую приятно подержать в руках, подарить, поставить на полку. Тематика будет разная – от путеводителя до Достоевского, но главное – высокое качество обложки, бумаги, иллюстраций. Это естественно повлечет за собой удорожание книги. Может быть, это смелый прогноз, но книга постепенно из массового продукта перейдет в штучный. В любом случае, о возвращении прежних объемов продаж говорить не приходится.