Бизнесмены не хотят брать на себя ответственность за качество услуг. Число жалоб потребителей растет, причем в списке лидеров по недобросовестности – игроки финансового рынка. Кто и как обижает клиентов, в День защиты прав потребителей рассказали эксперты 161bank.ru.
15 марта во всем мире отмечают День защиты прав потребителей. В этом году он проходит под девизом «Наши деньги, наши права: кампания за правильный выбор на рынке финансовых услуг». Число претензий к игрокам финансового рынка от потребителей растет с каждым годом, сообщил в интервью РИА «Новости» руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.
Всемирный день защиты прав потребителей, проводимый по инициативе ООН 15 марта, отмечается в России ежегодно, начиная с 1994 года. В этом году он проходит под девизом «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг».
«За 2010-2011 годы к нам поступило почти 41 тысяча обращений по вопросам рынка финансовых услуг, это в 7 раз больше, чем в 2008-2009 годах. Так, в 2010 году было 19 тысяч обращений, в 2011 году рост продолжился, поступило 21,7 тысячи, из них 10,7 тысячи – письменные жалобы», – сказал глава Роспотребнадзора.
В Ростовской области за прошедший год в региональное управление Роспотребнадзора поступило более 4200 жалоб, обращений и заявлений на различные виды нарушения.
«Количество как обращений, так и штрафов в целом возросло. Число нарушений на одну проверку увеличилось почти в два раза. Бизнес сегодня не несет ответственность за то, какие услуги он оказывает, и какую продукцию поставляет, – сообщил 161bank.ru руководитель управления Роспотребнадзора по Ростовской области Михаил Соловьев. – Это относится ко всем сферам. В первую очередь к товарам, конечно. Сегодня в любом магазине можно найти просроченный продукт. Второе – это ЖКХ, очень большой рост жалоб населения в этой области».
Самое главное при составлении заявления или жалобы в Роспотребнадзор – четко указать юридическое лицо: «Писать можно все, что угодно, но многие часто не пишут самого главного: точный адрес и название юридического лица. Бывают такие заявления: «Я, Вася, съел плохой пирожок на вокзале. Накажите этого продавца» – работать в таком режиме не позволяет численность персонала и закон», – пояснил Михаил Соловьев.
Рынок финансовых услуг в регионе, как и по стране в целом, прирастает количеством жалоб из года в год. Сегодня нельзя пройти по торговому центу, чтобы вам не предложили кредитную карту.
«Кредиты стали доступны до безобразия, это ведет к безответственности», – возмущается руководитель областного Роспотребнадзора. По его данным, сегодня в управлении находится на рассмотрении около 300 дел. «Нельзя сказать, что наша деятельность безуспешна, но юридические службы банка очень сильны. Бороться с ними сложно, но есть и выигранные расследования, и штрафы».
В прошлом году, как показала практика регионального Роспотребнадзора, самыми недобросовестными банками в ростовской области стали КБ «Ренессанс Капитал», «Траст Банк», «Сбербанк», «Хоум Кредит энд Финанс Банк», «СКБ банк», «Альфа-банк».
Добавим, что праздник в этом году совпал с юбилейной датой: ровно 20 лет назад в силу вступил закон «О защите прав потребителей». Правда, россияне, показывает опрос экспертов, не очень хорошо знакомы с содержанием этого документа. Хотя число сознательных потребителей все же растет. Как выяснил исследовательский центр известного «рабочего» портала, вовсе не знают о потребительском законе 20% респондентов. Знают о его существовании, но не знакомы с содержанием 28%. Больше половины опрошенных признались, что знают содержание закона частично.
Среди осведомленных больше всего граждан с ежемесячным доходом более 45 тысяч рублей. Некоторым из тех, кто выбрал данный вариант ответа, уже приходилось отстаивать свои права в досудебном порядке или в зале суда: «Оформляла претензии на возврат технически неисправного аппарата, был положительный результат, вопрос улажен без судебного спора»; «Очень помогает в общении с зарвавшимися продавцами»; «И даже судился, но проиграл».
Многие из них настроены скептически и не верят, что знание закона поможет им в защите собственных прав: «Закон этот известен, но, к сожалению, он практически не работает»; «Не знакомилась, так как никогда не буду тратить время на защиту прав – не верю в успех».