«Окошки» выигрывают у дисплеев. Россияне теряют интерес к терминалам, предпочитая совершать платежи старыми добрыми способами. За последний год спрос на услуги Почты России по приему платежей значительно увеличился. Ей не удалось обойти по популярности лишь банковские отделения. Причины феномена и пути развития ситуации исследовал корреспондент 161bank.ru.
Сегодня через Почту России совершают платежи и денежные переводы 42% респондентов, в то время как в начале прошлого года их было 33%. Как сообщает пресс-служба почты со ссылкой на опрос Национального агентства финансовых исследований, спрос на услуги ведомства растет, скорее, у старшего поколения, то есть от 60 лет и старше. К примеру, в апреле 2011 года на почте платили 27% опрошенных из этой возрастной группы, а в конце 2011 года – уже 56%. Однако интерес к почте подрос и у россиян средней возрастной группы. В результате она поднялась с четвертой на вторую ступень в топе, согласно опросу НАФИ.
А вот платежные терминалы потерпели настоящее фиаско: количество их постоянных пользователей снизилось на 11 процентных пунктов. Эксперты полагают: молодая аудитория переходит на удаленные способы оплаты, а старшее поколение, как описано выше, предпочитает почту.
«Если речь идет об оплате госуслуг, коммунальных платежей и штрафов, гораздо больше доверия у меня вызывает отделение банка или в крайнем случае личный кабинет интернет-банка, но никак не терминалы. Они часто не выдают чеки, у них тормозит система и в целом они воспринимаются как средство для пополнения счета на телефоне. И то, уходящее в прошлое», – считает сотрудник рекламного агентства Игорь Максимов.
Электронные деньги и мобильный банкинг немного набрали за 2011 год, а платежи через мобильники, через личный кабинет системы интернет-банк и банковской картой через Интернет сохранили прежние позиции по популярности. Частота оплаты через кассу банковских отделений упала с 68% до 59% за год.
Заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Игорь Мандрыкин выделил несколько конкурентных преимуществ, благодаря которым растет ее популярность в сфере приема платежей: «Это, прежде всего, доступность, надежность и невысокая комиссия за услугу. Кроме того, пользователям удобно совершать все необходимые платежи через Почту, которая использует принцип максимального охвата поставщиков».
Правда, эти принципы в 2009 году вызвали подозрения у контролирующих органов. Федеральная антимонопольная служба тогда впервые предъявила претензии к Сбербанку в связи с его работой по приему коммунальных платежей, напоминает главный экономист «Финам Менеджмент» Александр Осин. По мнению ФАС, крупнейший банк страны, Почта России и поставщики коммунальных услуг заключают соглашения, препятствующие работе на этом рынке других банков.
«Под угрозой оказались планы Сбербанка контролировать до 50% рынка приема платежей за коммунальные услуги», – отметил Александр Осин агентству «ТАСС-Телеком». Сегодня ФАС, по его словам, своими действиями никак себя не проявляет, хотя Почта России, видимо, уже вплотную подобралась к отметке 50% не только рынка коммунальных платежей, но и всего рынка платежей в целом.
«Значительная утрата Сбербанком, ВТБ другими крупнейшими банками позиций на рынке платежей за два года в условиях, когда крупнейшие банки демонстрируют весьма высокие показатели прибыли и выручки, наращивают рыночную долю на всех сегментах банковского бизнеса, также вызывает сомнения», – добавил Осин.
В любом случае, возможные нарушения антимонопольного законодательства и «поедание» конкурентов остаются в сфере интересов ФАС и игроков рынка. Конечного потребителя интересует другое. Доступность и тарифы – именно эти факторы выделяет, комментируя результаты исследования, генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева.
«Российский потребитель становится более опытным и разборчивым. Именно поэтому, в условиях усиления конкуренции на рынке платежей, максимально выигрывают те компании, которые предлагают наиболее привлекательные условия по тарифам», – резюмирует эксперт.