Кредиты, депозиты, пластиковые карты, оплата услуг ЖКХ, мобильной связи, штрафов ГИБДД в офисах кредитных организаций – все это стало неотъемлемой частью жизни большинства россиян. По подсчетам аналитиков, трое из четырех жителей России сегодня пользуются услугами банков. До кризиса таких граждан было чуть более 50%. Ростовчане тоже стали тщательнее продумывать свои денежные ходы.
Культура потребления финансовых услуг растет из года в год: начиная с кризисного 2008 по 2011 год, доля россиян, которые сравнивают параметры предоставления финансовых услуг в различных компаниях, увеличилась с 49% до 73%. Об этом свидетельствуют данные Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).
Отметим, в исследовании НАФИ принимает участие 1600 человек из 140 населенных пунктов России, расположенных в 42 субъектах Федерации. Статистическая погрешность опроса не превышает 3,4%, утверждают представители агентства.
Представители банковского сообщества в целом положительно воспринимают тенденцию последних лет. «Такое поведение клиентов выгодно тем банкам, которые действительно предлагают интересные продукты, не рассчитывая привлечь исключительно высокими ставками по вкладам или низкими по кредитам, – говорит начальник управления стратегических коммуникаций банка «Хоум Кредит» Ирэн Шкаровская. – Клиент, склонный сравнивать продукты разных банков и внимательно читать договор, всегда поймет, если за привлекательными ставками скрываются не слишком выгодные условия. Мы ориентируемся именно на таких продвинутых клиентов, которые оценят честный подход банка – отсутствие скрытых комиссий в кредитных договорах, возможность капитализации процентов по депозитам и другие мелочи, которые работают на клиента».
И еще немного об исследовании: доля тех разумных, кто всегда, независимо от внешних факторов, сравнивает и тщательно выбирает, где выгоднее взять кредит/купить страховку, последние годы остается стабильной. Практика сравнений более свойственна молодежи, но пол и уровень доходов на этот аспект финансового поведения не влияют.
Интересен и тот факт, что чем меньше населенный пункт, тем внимательнее его жители относятся к процессу выбора финансовых услуг, в частности, к вопросу сравнения условий их предоставления. Так, например, в малых городах всегда проводят сравнения 33% опрошенных, а в Москве и Петербурге – только 25%.
«Я стараюсь тщательно выбирать не только банк, но и магазины. Действую по принципу сэкономил – значит, заработал. Жителям больших городов, как мне кажется, больше свойственно «транжирство», а также немаловажен тот факт, что у них меньше свободного времени на такие детали. Они по полдня в пробках проводят», – жалеет жителей мегаполисов сотрудник одного из предприятий Таганрога Юрий Белозеров.
Радостный момент и хорошая тенденция – значительно снизилось число тех, кто действует наобум и никогда не сравнивает предложения банков. С начала кризиса их количество снизилось с 40% до 18%. Как видно, кризис просто заставил задуматься и присмотреться.
Стоит отметить, что стремление к сравнительному анализу банковских продуктов отчасти говорит об образованности и финансовой грамотности населения. Как недавно писал 161bank.ru, Ассоциация региональных банков России подготовила программу мер, направленных на повышение эффективности защиты прав потребителей банковских услуг. Программа предполагает повышение финансовой грамотности населения, создание специального правительственного органа по защите прав потребителей банковских услуг, который будет действовать в координации с другими ведомствами и профессиональными объединениями.
«Как часто перед приобретением той или иной финансовой услуги Вы сравниваете условия ее предоставления в различных компаниях?», % от респондентов
Источник: НАФИ
Фото: Фото Respublikakz.wordpress.com