Обязательные оповещения о том, что с вашего счета в банке списаны деньги, в скором времени будут приходить всем без исключения. Независимо от того, подключена у вас эта услуга, или нет. Первый плюс для народа заключается в том, что довольно дешевая, но тем не менее платная опция будет прописана в законе и станет бесплатной. Второй – при утере карты кредитная организация в спорных ситуациях будет обязана вначале компенсировать снятые средства, а уже потом доказывать, кто явился мошенником. Банки не готовы отказываться от интернет-платежей, но и как бороться с мошенниками – пока не знают.
Согласно закону «О национальной платежной системе», который приняли в июле прошлого года, начиная с 31 декабря 2012 года, банки будут оповещать всех своих клиентов об операциях, совершенных банковской картой, электронными деньгами, мобильным платежом или через интернет-банк. В противном случае, если какая-то операция пройдет без ведома владельца счета, он сможет потребовать компенсацию.
Напомним, что со следующего года в стране начнется массовое распространение универсальных электронных карт (УЭК), на которые будут начисляться пенсии и социальные выплаты. Они также попадают под закон, и на них будет распространяться новое требование. Но в каком виде будет приходить оповещение – смс-сообщение, как сегодня, или рассылка e-mail – банкам предстоит решить до конца года.
Главное беспокойство представителей кредитного бизнеса связано с тем, что им придется априори выплачивать оспоренную клиентом операцию, и лишь потом в суде доказывать ее законность. Опрошенные 161bank.ru эксперты предпочли высказаться по поводу этой угрозы анонимно. Доказать факт мошенничества, передачи карты третьим лицам, будет очень сложно.
Сегодня как федеральные, так и региональные игроки готовятся к предстоящим изменениям. «Данные статьи закона вступят в силу в следующем году, поэтому сейчас идет подготовительный этап. Банк детально прорабатывает необходимые мероприятия по выполнению норм, установленных для кредитных организаций, этим законом, – рассказала начальник управления пластиковых карт банка «Центр-инвест» Нина Тарасенко. – На данный момент клиентам доступны смс-уведомления и бесплатный информационный Интернет-банк, где в режиме онлайн можно видеть все операции по счету».
Кстати, министерство финансов предлагает россиянам и вовсе распрощаться с крупными суммами наличных. В ведомстве считают, что все большие покупки, а также выплата зарплаты должны совершаться только в безналичной форме. По мнению сотрудников Минфина, это позволит сделать финансовые потоки более прозрачными, а также увеличить собираемость налогов. Эксперты же считают, что хранить средства в наличной форме население страны подталкивают высокие экономические и геополитические риски. По их оценкам, реализация этой реформы возможна лишь в случае проведения параллельно с ней комплекса других мероприятий.
Возвращаясь к оповещениям о безналичных расчетах, отметим, что банки таким способом пытаются сделать жизнь клиентов комфортнее, сэкономить их время. «На сегодняшний день в работе с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями мы используем смс-уведомление по итогам рассмотрения заявок. Клиентам банка могут приходить и смс-сообщения информационного характера, но только с их согласия. Например, о новых продуктах банка или акциях». По словам управляющей Ростовским региональным операционным офисом ВТБ24 Евгении Власовой, в Ростовской области сегодня значительная доля клиентов пользуется смс-оповещением и «Телебанком». Большинство игроков планируют и в дальнейшем развивать это направление.
«Многое в следующем году будет зависеть от того, как будет составлен договор с клиентом. Есть очень много мелких нюансов, например, если у клиента переполнена память смс-сообщений и он не получит оповещение о списании», – пояснил корреспонденту 161bank.ru представитель одного из региональных банков. Пока единого мнения на этот счет нет, а решение все равно придет. Этому вопросу будет посвящен еще не один профессиональный форум, уверены банкиры.