– Как вы считаете, что в творчестве важнее – трудолюбие или талант. На ваш взгляд, написание песни должно отнимать много сил и времени, или нет?
– Есть абсолютно разные люди и разные подходы к творчеству: один любит долго, но один раз, другой быстро – но много раз. Нельзя всех грести под одну гребенку. Более того, даже у одного человека творческий процесс в разные моменты может складываться по-разному. Вот, например, у меня есть песня «Я не сдамся без боя». Я ее написал очень быстро, буквально за полчаса. А есть, как мне кажется, не побоюсь этого слова, более примитивная песня – «911». Так вот ее текст я писал два месяца.
– В одном из интервью вы говорили, что не собираетесь писать на русском. Есть ли у вас планы написать песню на английском или каком-нибудь другом языке?
– Я такое говорил? Странно, не буду это комментировать. Понимаете, творчество не подразумевает слова «собираюсь». Это же не пойти в магазин за покупками. Я не понимаю, как можно говорить, собираюсь ли я писать на английском. Это что-то вроде, как в фильме о бороне Мюнхаузене: завтра в 10:00 – подвиг. Я пишу песню на том языке, на котором я чувствую. Как только я почувствую на русском или английском языках так же остро, как на родном, я напишу песню на этом языке. Каких-то табу у нас в этом смысле точно нет.
– Вы верите в то, что может быть наука о музыке, которая позволит просчитывать «рецепты» создания хороших песен?
– Наверное, имеется в виду: как сделать так, чтобы песня с определенным набором звуков и определенным текстом стала популярной. Это да, это можно просчитать. Более того, это достаточно легко просчитать. Я вам скажу, что если вы прокрутите сто раз самую-самую заурядную вещицу, то она станет популярной. Даже вам она может понравиться. Все очень просто, не надо даже придумывать ничего: подороже клип, пофигуристей девушки, желательно пару слов, которые запоминаются отдельно от всего остального. В последние лет пятнадцать это были слова-сленги и матерные слова, а сейчас это уже не работает, приелось, так что нужно что-то новое изобрести. И вот, эта песня будет популярной месяца два-три точно. Но как сделать так, чтобы о ней никогда не забыли, такой науки нет и никогда не будет.
– Для вас важна популярность?
– Мы – музыканты, и, если бы наши песни не приносили нам ни копейки денег и их бы никто не слушал, мы бы все равно занимались музыкой. Потому что мы это любим. Будут песни популярны или нет – это не имеет значения... Я бы ездил в метро и ходил на работу с девяти до шести, а остальное время я бы занимался музыкой. Потому что музыка – это наша жизнь. Самое главное – мы любим то, что мы делаем, и, очевидно, что в каком-то смысле это резонирует с большим количеством людей, которым это тоже нравится.
– У вас была «звездная болезнь»?
– В каком-то смысле, у каждого человека, который становится известным, она есть. Поскольку мы как группа становились популярными медленно, то, наверное, мы ее избежали. Вообще, нужно определиться, что вы вкладываете в понятие «звездная болезнь». Если речь не о свинстве, то все остальное, что говорят о «звездной болезни» – это придумали люди, которые не чувствуют человека изнутри. Им кажется, что если он не такой как все, то у него «звездная болезнь». Человек может считать себя признанным или не признанным гением – это неважно. Имеет ли он основания, чтобы таковым себя считать, к сожалению, никто, кроме Бога и истории, не даст ответ на этот вопрос. А вот вопрос отношения к людям – это уже другое. Это уже мораль – и не имеет отношения к тому, считает ли человек себя гением или нет. Можно считать себя гением и быть при этом совершенно положительным, культурным и моральным человеком. А можно считать себя заурядностью и быть при этом свиньей.
– Вы много путешествуете, из-за этого вы, наверное, ощущаете себя человеком мира или все-таки остро чувствуете свою национальную принадлежность?
– Конечно, я украинец, причем это связано не с тем, что я украинец по национальности, а с тем, что я живу в этой стране. Так же как американец, который живет в Америке всю жизнь, чувствует себя американцем. Быть человеком мира мне кажется неоднозначная позиция. Я считаю, что у человека обязательно должен быть внутренний стержень, и он не может быть размыт, он должен быть однозначен. Я бы не смог жить с ощущением, что я не знаю, кто я, откуда я, где мои корни. С другой стороны, нельзя и зацикливаться на этом, проецировать на свою жизнь, вечно думать: я украинец, поэтому я должен вести себя так-то и так, это сужает пространство.
– Вы интересуетесь политикой? Например, историей со вступлением, точнее желанием вступить, Украины в Евросоюз.
– Как музыканты мы уже вступили в Евросоюз.
Редакция благодарит за помощь в проведении интервью концертное агентство «Мир».
Фото: Видео автора