Регионы России нуждаются в активном внедрении и развитии систем бесконтактных платежей NFC (Near Field Communication). Сотовые операторы активно включились в процесс продвижения этой технологии. Кто-то начал с транспорта, кто-то – с заправок. Идея у всех одна: захватить рынок, как можно скорее привлечь максимальное число потребителей и получать от этого дополнительную выгоду. Но доля полезности приходится и на клиента – удобство, быстрота оплаты и экономия времени в условиях мегаполисов сегодня очень актуальны.
Near Field Communication, NFC (коммуникация ближнего поля) - технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров. Эта технология - простое расширение стандарта бесконтактных карт, которая объединяет интерфейс смарткарты и считывателя в единое устройство. Устройство NFC может поддерживать связь и с существующими смарткартами и считывателями стандарта, и с другими устройствами NFC, и таким образом совместимо с существующей инфраструктурой бесконтактных карт, уже использующейся в общественном транспорте и платежных системах. NFC нацелена прежде всего на использование в мобильных телефонах.
Участники круглого стола «Мобильная коммерция – заоблачные высоты или реалии завтрашнего дня» пришли к единогласному выводу: технологию нужно активно развивать. Внедрение NFC компания «Вымпелком» решила начать с транспорта. В течение трех месяцев 100 человек в Санкт-Петербурге проходили в метро, прикладывая к датчику вместо обычных карточек оплаты телефоны со встроенным чипом. Старший менеджер проектов департамента разработки продуктов ОАО «Вымпелком» Дмитрий Пьянковский рассказал о том, что начать с транспорта решено потому, что это самый массовый из существующих секторов. Для начала компания планирует работать по системе взаимовыгодного сотрудничества с транспортными компаниями, а позже возможны и коммерческие схемы. «Транспорт – способ привлечь, дать толчок развитию в массовом использовании», – добавил менеджер компании.
По словам экспертов, основная часть пользователей мобильных платежей и большинство потенциальных потребителей NFC сосредоточена в Москве и Питере. «Но мы надеемся на внедрение бесконтактных платежей в регионах, и в Ростове в том числе», – говорят представители «Вымпелком».
Вызвать массовый интерес населения и привлечь к использованию NFC будет очень непросто, с этим согласились все участники круглого стола. Основной драйвер – реклама, а также обучающие семинары внутри компаний-партнеров и для населения.
«Наш основной интерес сейчас этот рынок раскачать. С 2007 года не было той стороны в этой системе, которая бы сказала, что надо эту технологию развивать, быть лидером в ней. Вот наши основные интересы – этот рынок включить», – говорит Дмитрий Пьянковский.
С необходимостью развивать систему бесконтактных платежей за услуги на основе технологии беспроводной высокочастотной связи NFC согласился генеральный директор ООО «Ростов-транспорт» (оператор по внедрению системы безналичной оплаты проезда в Ростове) Михаил Коршунов. Он готов сотрудничать и помогать внедрению, сказал лишь, что нужно обсудить вопросы реализации и технические моменты. Напомним, несколько месяцев назад «Ростов-Транспорт» совместно с городским департаментом транспорта проводил акцию, призывающую ростовчан активно пользоваться новой системой. В будущем, вероятно, стоит ждать аналогичных акций от Beeline.
Поддержал бесконтактные технологии и генеральный директор ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» Валентин Горобцов. «Я за то, чтобы квитанций не было, чтобы люди работали современными методами и не стояли в очереди. Хотелось бы, чтобы смс-платежи и другие способы электронной оплаты за услуги нашли самое быстрое распространение», – заявил он.
Для того чтобы начать пользоваться бесконтактной технологией оплаты, достаточно установить под крышку мобильного телефона специальный NFC-модуль или приобрести телефон с уже установленным модулем. Исключения составляют телефоны с металлической крышкой и Iphone.
Аналогичный «Вымпелкому» пилот в 2009 году в московском метрополитене провел МТС. С ним компания имела ряд технических сложностей, и до полноценного внедрения дело не дошло. В этом году МТС совместно с «Лукойлом» запустила пробный NFC-проект по оплате на заправках. Первая система бесконтактных платежей работает в Перми, в перспективе компании планируют распространить эту технологию на заправочные станции «Лукойл» в других регионах.
Кроме проезда в общественном транспорте и на заправках, технологию можно использовать в качестве бесконтактной банковской карты, пропуска в здание через систему турникетов, переводить деньги с телефона на телефон и другие услуги.
Фото: Фото Intomobile.com