Правительство России еще три года назад присоединилось к рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком. Согласно договоренностям, до 2013 года в стране должна быть полностью запрещена вся реклама табака и введены новые правила продажи. До этого времени иностранные табачные короли решили полностью захватить этот рынок в России. Под их удар уже попала одна российская фабрика – «Донской табак».
Реализация взятых на себя обязательств для России будет означать следующее: сигареты исчезнут из ларьков и магазинов, площадью менее 50 квадратных метров. Их реализацией займутся исключительно крупные торговые сети.
По мнению председателя комитета по малому бизнесу Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга Алексея Третьякова, сетевые ретейлеры от этого закона только выигрывают. Ведь в крупных городах лишь 25% табака продается в киосках, остальное – в крупных магазинах, приводит данные эксперт в интервью изданию «Газета».
«Сетевики покушаются на комплексность покупки. Бегать в один магазин за табаком, а в другой за яйцами и молоком никто не будет. Поэтому, если в вашем магазине нет табака, чтобы сэкономить время, люди будут один раз идти в крупный, – убежден Алексей Третьяков. – Этот закон делает Россию зависимой от крупных магазинов. А в мелких населенных пунктах крупных магазинов вообще нет».
Чтобы понять, кто главный на российском табачном рынке, достаточно взглянуть на стандартную раскладку в любой сигаретной лавочке России и посмотреть, сколько брендов сейчас принадлежат стране. К примеру, «Донской табак» занимает всего не более 8% российского рынка. А последний случай с нашумевшим делом о дизайне пачки сигарет Sweet Dreams и Play и вовсе подмочили репутацию.
Однако, несмотря на убытки, «Донской табак» отреагировал на общественное возмущение. Репутация всегда стоит дорого, поэтому Sweet Dreams сняты с производства. Ошибки мало признавать, их надо исправлять. Безусловно, этим не решишь саму проблему табакокурения в России – нужны кардинальные решения в сфере законоприменения; активная социальная реклама; формирование положительных поведенческих шаблонов среди молодежи.
Голливуд, введя запрет на использование образа «хорошего курящего парня» на экране, сослужил неплохую службу здоровью американской нации. Конечно, можно предположить, что активисты борьбы с курением в России всерьез взялись за дело. Но тогда откуда такая избирательность: под прицелом всего одна, отечественная и далеко не самая крупная табачная компания, у которой впереди – серьезная борьба за выживание в условиях Конвенции. Каково это – хорошо знают крупные транснациональные компании: программа депопуляризации курения в Европе и США действует уже второй десяток лет.
Угрожающие наклейки, продажа табака «из-под прилавка» и травля курильщиков сделали свое дело. Только в Европе доля курящего населения сократилась с 32% до 29%. Рынок Нового и Старого Света для маститых производителей сигарет стремительно сокращается. На этом фоне повально дымящая Россия – лакомый кусочек, каждая крошка которого на вес золота. Здесь некому увеличивать штрафы за продажу сигарет детям; предложение того же «Донского табака» продавать сигареты в одинаковых безликих пачках в Думе «похоронили». Остались мелочи: обеспечивать себе привычный уровень доходов, убрать с пути небольшого, но сильного местного игрока. Равнодушие государственного масштаба к этой проблеме в России невольно наводит на мысль, что здесь все работает в соответствии с одним советом табачников.
Если вспомнить историю, лет 10 назад одна известная на весь мир транснациональная табачная компания заказала в Чехии занятное исследование – о позитивном влиянии табачного бизнеса... на бюджетную сферу. Бизнесмены объяснили чиновникам, почему не следует мешать развитию их бизнеса: курящие люди умирают раньше, а значит, бюджет сэкономит на пенсионных средствах.
«Проведение этого исследования было серьезной ошибкой, – публично покаялись потом PR-менеджеры компании. – Мы никогда не повторим подобных действий».
Что было дальше? К концу первого десятилетия ХХ века эта компания начала контролировать 80% табачного рынка России.
Фото: Фото с сайта Db3.stb.s-msn.com