Клиенты кредитных организаций вскоре смогут в любой момент пообщаться с детектором лжи. Именно пообщаться, потому что он будет с ними разговаривать, определяя по голосу, не врет ли потенциальный заемщик. Сбербанк сообщил о разработке новейшего банкомата-терминала, который сможет, помимо стандартных функций, принимать заявки на кредиты. Машина будет сканировать паспорт, брать у клиентов отпечатки пальцев, а также делать трехмерный снимок лица. Кроме того, такие банкоматы будут оборудованы программой, распознающей голос. Это позволит устройству определять, говорит человек правду или лжет. Среди вопросов, которые будут задаваться потенциальным клиентам, будут «Работаете ли вы сейчас?» и «Есть ли у вас другие непогашенные кредиты?». Пообщаться с детектором лжи можно будет в торговых центрах, а потом и в филиалах банка по всей стране. Такие банкоматы, если все пойдет по плану, могут претендовать на первые в мире автоматы с технологией речевого анализа. Система речевого анализа была разработана Центром речевых технологий, одним из клиентов которого является ФСБ. По словам директора московского филиала ЦРТ Дмитрия Дырмовского, программа создавалась на основе аудиоархива российских правоохранительных органов. Пока неизвестно, когда банкоматы с детектором лжи появятся в офисах Сбербанка, отметил он газете New York Times.
Вице-президент банка Виктор Орловский, в свою очередь, сообщил, что идея создать это устройство пришла Сбербанку во время финансового кризиса, когда многие люди взяли много кредитов и не могли их погасить.
Детекторы лжи по голосу – явление не новое, оно широко распространено, однако критикуется специалистами-полиграфологами. «Такая технология не очень эффективна. Если говорить о полиграфе, то это мощная машина. Она основана на том, что когда человек обманывает, срабатывает реакция, которую ловят датчики детектора. Половина датчиков работает на распознавание реакции, то есть врет ли человек, вторая половина – на распознавание противодействия аппарату. Детектор лжи обычно включает в себя от 11 и более параметров раcпознавания физиологической реакции человека, но голос в них не входит», – объяснил 161bank.ru директор Федеральной службы кадровой безопасности Петр Петров.
Эксперт добавил, что голосовое распознавание может быть одним из вариантов безопасности, который способен сократить риски. Но в других направлениях деятельности, связанных с другими вещами. У голосового детектора достоверность очень невысокая, и основываться на нем не стоит, считает Петр Петров.
Банкиры отмечают, что банкоматный детектор лжи не исключает дополнительную проверку Сбербанком своих клиентов. «Некоторые банки уже внедряли выдачу кредитов через банкоматы. Процедура экспресс-кредитования включала в себя сканирование банкоматом паспорта клиента, анализ информации реальными аналитиками и прочее. При положительном решении АТМ распечатывал кредитный договор. «Детектор лжи» – это, безусловно, ноу-хау Сбербанка. Необходимо отметить, что использование банкоматов не исключает проверку банками своих заемщиков. В данном случае Сбербанк идет по пути облегчения процедуры получения денег заемщиками, и это вполне закономерно», – говорит управляющая филиалом «Ростовский» банка «ГЛОБЭКС» Лариса Сулацкая.
Дальше банки будут активнее внедрять всевозможные ноу-хау для привлечения клиентов, которые пока не знакомы с банковским сервисом, прогнозируют эксперты. «Можно предположить, что новейшие технологии будут затрагивать сферу мобильного банкинга и популяризации безналичных платежей. В последнее время активно разрабатывается система управления банковскими счетами посредством мобильного телефона. Как только повысится защищенность таких операций – эта система получит широчайшее распространение», – добавила управляющая Ростовским филиалом банка «ГЛОБЭКС».