Бюро кредитных историй подкорректируют свои базы данных и начнут использовать в работе новые программы автоматической оценки заемщиков. Такие перемены продиктованы существенными изменениями экономической ситуации в стране. Банки поддерживают нововведения в БКИ и ожидают от «свежих» программ скоринга большей лояльности к своим клиентам.
Крупнейшие бюро кредитных историй страны объявили о замене действующих версий программ скоринга (автоматической оценки заемщиков) более новыми. Переход на них связан с окончанием экономической нестабильности в стране и как следствие со снижением рисков превращения заемщиков в злостных должников. Представители БКИ отмечают, что новые технологические платформы скоринга сделают отбор потенциальных заемщиков более гибким и удобным для кредитных организаций. Также, по их мнению, не исключается вероятность того, что из-за запуска новых программ будет корректироваться база данных. В частности, могут быть «подчищены» «грешки» некоторых заемщиков, чьи разовые задержки по выплатам кредитов приходились на период финансового кризиса в стране. Т. е. в новых программах скоринга эти «минусы» уже видны не будут.
Напомним, первичной автоматической оценкой заемщика от бюро кредитных историй пользуются несколько сотен российских банков. Особенно он популярен у небольших кредитных организаций, не имеющих возможности создать собственные скоринговые системы из-за ограниченных финансовых возможностей.
По словам эксперта агентства независимой аналитики «Инвесткафе» Антона Конкурентного, кризис плохих долгов и меры ЦБ, обязывающие кредитные организации раскрывать полную стоимость кредита для заемщиков, заставили большинство банков заново расставлять приоритеты на рынке кредитования физических лиц. Также решили пересмотреть свои некоторые подходы и бюро кредитных историй.
«Иными словами, во взаимоотношениях между кредитором и заемщиком отныне все (или почти все) по-честному. На первый план выходит эффективная и максимально точная оценка платежеспособности клиента. Актуальной задачей системы скоринга становится не просто отсеивание ненадежных заявок, а расчет индивидуальной процентной ставки в зависимости от уровня риска по клиенту. Что и предполагает переход на новые скоринг-программы», – считает эксперт.
Директор департамента розничного кредитования «Абсолют Банка» Александр Будник отмечает, что нововведения БКИ логичны, так как скоринговые программы (карты) требуют периодического пересмотра. «Сейчас заемщики стали платить лучше и, соответственно, можно ожидать большей «лояльности» от обновленного скоринга. В том числе от бюро кредитных историй».
Банковский специалист напоминает, что система БКИ в России достаточно быстро стартовала и начала эффективно работать еще несколько лет назад. В то время как на рынке частные банки имеют не очень высокую долю, они сталкиваются с ситуацией, когда большая часть заемщиков – это новые клиенты, про которых банк ничего ранее не знал. В этом случае БКИ является важным и по сути безальтернативным источником информации.
Кроме обновленного скоринга, бюро кредитных историй в последнее время стали активно продвигать и свои услуги для физических лиц. В частности, по предоставлению им отчета о кредитной истории гражданина. По законодательству бесплатно ее можно получить только один раз в год из Центрального каталога кредитных историй. Платно – в любое время, уже через БКИ. Именно это сервис становится популярным у граждан. Он может дать информацию о возможных причинах отказа в выдаче кредита, развеять или подтвердить опасения о получении кредита мошенниками.