Страховые аналитики считают, что в ближайшие годы классическое страхование жизни станет одним из главных ресурсов в развитии российского рынка страхования. Кроме того, необходимо его полное очищение от недобросовестных компаний и агентов. Со всем этим солидарен эксперт 161bank.ru, старший вице-президент компании Росгосстрах, руководитель блока розничного страхования Владимир Нечепа. По его мнению, 2011 год пока рано называть посткризисным, тем не менее в этот период на рынке должны произойти существенные изменения.
– Владимир Григорьевич, не секрет, что выплаты – самая болезненная часть взаимоотношений со страховой компанией. Почему в России сложилась такая неприятная ситуация с выплатами, в частности, по автострахованию?
– Действительно, эта проблема касается очень многих компаний, когда на рынке бегство компаний, которые почему-то не считают нужным регулировать убытки. Это в первую очередь те компании, которые создавались, когда все пришли на этот рынок, во время создания закона об ОСАГО. Вход был свободный, и многие даже не думали, что страхование – это не только сбор взносов, но еще и выплаты. На этой волне отношение части страхователей к страховым компаниям является очень часто негативным. Поэтому сегодня уже сам клиент, когда приходит в компанию за премией, изначально настраивает себя, что его либо обманут, либо откажутся платить вообще.
Конечно, у нас тоже бывают ситуации, когда клиент недоволен выплатой, при таком большом количестве договоров есть претензии. Эта проблема есть, и происходящее сейчас на российском страховом рынке не хорошо для его дальнейшего развития.
– Почему в Европе тарифы на КАСКО так отличаются от российских? Как Вы оцениваете перспективу этого сегмента, возможно ли в будущем снижение тарифов?
– Тарифы РФ являются практически похожими, нет большого разгона между страховыми компаниями. Иногда мы видим «маленькие» тарифы у тех компаний, которые пытаются за счет этого решить какие-то проблемы – либо увеличить объемы, либо какие-то еще решить проблемы. Тарифная политика компаний и рынка автотранспортных предприятий является взвешенной, продуманной, рассчитанной. В целом, сегодня тарифы сложились, и я не думаю, что в ближайшее время их ждет какое-то снижение. Потому что убыточность компаний по добровольному страхованию является очень высокой. А когда вид является нерентабельным, говорить о снижении тарифов вряд ли возможно.
Мы очень взвешенно и осторожно подходим к формированию и развитию тарифов КАСКО, основные программы нам кажутся доступными для большинства клиентов.
Если говорить о сравнении российских тарифов и ряда стран Западной и Восточной Европы, вы не увидите существенного различия, здесь примерно один порядок цен. Конечно, по маркам и моделям нет единого тарифа. Если какая-то компания размещает рекламу «купите у нас любой автомобиль под 4%» – то это не есть страхование, такого не может быть.
– Как вы оцениваете ситуацию на рынке страхования: очистился ли он сегодня, после кризиса, от недобросовестных компаний и серых схем? В частности, что касается тех, кто страхует агрокомпании.
– Очистить рынок агрострахования от компаний-мошенников – думаю, это не голословное заявление, которое не так давно сделал Владимир Путин. Объективным показателем очищения рынка является количество компаний, которые на нем находятся и которые намерены этим заниматься. В прошлом году из рынка ушло более 100 компаний, и в этом году этот процесс, скорее всего, будет идти более быстрыми темпами. Прогнозов много. Я думаю, что в основном не по причине высокой убыточности по видам страхования, а по причине неэффективного управления компаниями, решения вопросов, связанных с рисками. А также по причине новых, более жестких, требований регуляторов к этому рынку – и будет происходить дальнейший отток компаний, рынок должен обязательно очиститься. Это должно произойти, иначе его будущее будет довольно сложным. Я не совсем согласен с тем, когда 2011 год называют посткризисным. Но тем не менее в этот период на рынке должны произойти существенные изменения.
– От чего, по вашему мнению, будет зависеть успех российского рынка страхования?
– Сегодня российский страховой рынок находится в уникальной ситуации, в этом плане мы даже чем-то похожи на «банановые республики» других континентов. Вот рынок страхования жизни находится практически в эмбриональном состоянии, не развивается. И одна из причин такого положения – отсутствие нормальных правил и условий, в том числе налоговых льгот, которые государство могло бы предоставить участникам рынка. Успех страхования жизни в Европе в основном связан с решением именно этой задачи. Я не говорю уже о западных странах, в которых универсальные компании 60-70% своих сборов делают по страхованию жизни. Во Франции, к примеру, 96% жителей имеют полисы страхования жизни. У нас таких – не более 3%.
Думаю, что перспективы российского рынка страхования, и в том числе его очищения, будут зависеть от классического накопительного страхования жизни.
– Как обстоит ситуация со страхованием профессиональной ответственности, в частности, что касается медиков?
– Они пока не пользуются спросом, хотя в нашем портфеле и у других компаний есть определенные условия страхования профессиональной ответственности. Но я не думаю, что в ближайшее время произойдет какой-то перелом, и они станут востребованы.
– Какой вид страхования занимает первую позицию в рейтинге?
– Пока что самое востребованное – это автокаско. Более 25% людей считают, что для них самое важное – это страхование машины, а не родных, близких или своего здоровья. Но я надеюсь, что изменения будут происходить. Хотя пока мы в этом плане значительно отстаем от западного рынка. Я думаю, должно пройти какое-то время для того, чтобы страхование начало занимать то место, которое оно должно занимать в экономике какой угодно страны. И мы будем не просто ждать этого, но и активно приближать.
– Владимир Григорьевич, некоторые страховые компании начинают открывать свои медицинские клиники. Планирует ли Росгосстрах открывать медцентры? Насколько выгодно это направление, и как оно будет развиваться?
– У нас есть несколько клиник, которые помогают нам привлекать клиентов. Однако планов по развитию собственных клиник у РГС нет. Мы понимаем, что медицинское страхование – это дополнительная услуга для наших клиентов. Наш опыт развертывания клиник больше свидетельствует от том, что это не всегда рентабельный бизнес, а, скорее, отдельный вид. И он не всегда способствует более активному привлечению клиентов в нашу страховую компанию. В связи с этим у нас нет амбициозных планов по развитию свои клиник. Хотя у нас есть своя компания Росгосстрах-медицина, которая занимается ОМС и ДМС. Мы исходим из того, что необходимо налаживать хорошие взаимоотношения с медицинскими учреждениями.
– Вы объявили о запуске в ростовском филиале пилота нового нестрахового продукта вашей компании – банковских кредитов. В связи с чем было принято такое решение, и как вы планируете конкурировать с банками?
– Продажа нестраховых продуктов – это новый вектор движения РГС. Страховая компания все годы успешного и периодами не очень успешного развития занималась страхованием. Но сейчас, видя тенденцию развития мирового рынка банковского страхового, также понимая, что наших клиентов интересует не только страхование, но и другие вопросы, связанные с защитой финансовых интересов – мы приняли решение о расширении возможностей и включении в нашу сеть продаж кредитов.
Я не могу сейчас рассказать конкретные детали по проекту Росгосстрах-кредит, поскольку их пока нет. Мы только начали первое движение. Это пилотный проект по продажам через агентов кредитного продукта Русь-банка. Это будет потребкредит, Русь-банк находится в группе компаний Росгосстрах. Детали продаж, продукта, условий можно будет узнать по завершению пилота, в июне-июле 2011 года.
По всей сети проект, возможно, развернется во втором полугодии этого года. Это новый уникальный опыт не только для России, но и, возможно, для мирового рынка. Поскольку чаще всего на базе банка идет создание страхового продукта. Это связано с тем, что на Западе в анкетах при покупке банковского продукта клиенты ставили галочки в анкетах напротив вопроса «Хотите ли вы застраховаться?». И банковский сектор в России также активно идет к страхованию, это два уже тесно связанных вида. И неудивительно, что страховые компании стремятся собирать все больше сборов через банки, с их участием.
Для нас это новый опыт, я честно признаюсь – мы не знаем, на какой результат мы выйдем.
– Каковы ваши планы по развитию бизнеса на 2011 год?
– Очень большие планы на этот год. Кроме развития традиционных страховых программ Росгосстрах-Дом, Росгосстрах-Квартира, программы по страхованию жизни, по добровольному страхованию, у нас появятся новые страховые и нестраховые программы и услуги, они, как нам кажется, повысят финансовую и страховую защищенность клиентов и будут востребованы. Среди новинок этого года – программа, которую мы сейчас начали разрабатывать в том числе и на территории Ростовской области – вовлечение наших клиентов в негосударственный пенсионный фонд РГС. В 2011 год смотрим с оптимизмом, с новыми программами, которые будут по достоинству оценены.