Документалисты знают, как заставить бедных любить богатых. В Ростове-на-Дону прошел завершающий этап межрегионального фестиваля неигрового кино «Бизнес по-русски». По замыслу организаторов («Гильдии неигрового кино и телевидения») полнометражные документальные фильмы, рассказывающие о подлинной жизни российского предпринимателя, заставят общество по-новому взглянуть на людей предприимчивых и деятельных.
Насильно мил не будешь…
Градус недоверия к предпринимателям в России постоянно растет. По данным фонда «Общественное мнение», более половины соотечественников от 18 до 30 лет считают государственную службу привлекательнее бизнеса. Причем в 90-х годах в России почти 100% выпускников вузов хотели стать предпринимателями. Сейчас этот показатель снизился до 10-15%. Именно поэтому президент «Гильдии неигрового кино и телевидения» выступил с инициативой проведения фестиваля, в рамках которого пройдут круглые столы с участием предпринимательского сообщества. Первый этап фестиваля стартовал в Москве 16 ноября 2010 года, второй прошел в Екатеринбурге в середине ноября. Последний, завершающий этап, состоялся в Ростове-на-Дону (29-30 ноября). После просмотра организаторы пригласили всех желающих в Торгово-промышленную палату Ростовской области, чтобы обсудить перспективы российского предпринимательства.
Начали за здравие…
Разговор о картинах достаточно быстро перешел на обсуждение экономической и политической ситуации в стране. На вопрос документалистов: почему бизнес так пассивен и совершенно не озабочен общественным мнением, прозвучал лаконичный ответ. «Потому что предприниматели в нашей стране обираемы, обижаемы и подавляемы абсолютно всеми», – уверена директор Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства Наталья Крайнова. Для того чтобы маятник общественного мнения качнулся в сторону предприимчивых людей, документальное кино нужно заставлять смотреть всех чиновников и силовиков, и, желательно, чтобы они смотрели его вместе с предпринимателями, выступила с предложением Наталья Крайнова. «Потому, что они получают заработную плату с тех самых обижаемых, оскорбленных и всеми гонимых предпринимателей». По ее мнению, события последних дней в станице Кущевская – яркий пример того, в каких условиях сегодня приходится работать бизнесменам. «Кущевка – это публичный дом российского масштаба», – заявила г-жа Крайнова.
Вместе бояться не так страшно…
«Но нельзя же все время бояться? – оппонирует президент российской «Гильдии неигрового кино и телевидения» Владимир Герчиков. – Я, например, говорил с очень богатым человеком – Дмитрием Зиминым, он во всем винит власть. Хорошо, а вы то, что сделали? Откуда эта сверхосторожность у предпринимателей, сколько можно бояться, что любое движение будет расценено властью как политическая акция?» Эти и многие другие вопросы так и остались без ответа. Но, несмотря на широкий диапазон тем, затронутых в процессе обсуждения, вполне конкретных документальных фестивальных фильмов, участникам круглого стола удалось найти общие точки соприкосновения. Так, президент ассоциации фермерских хозяйств, Александр Родин выразил благодарность документалистам за фильмы, посвященные нелегкой жизни фермеров. Он убежден, что именно такие вдумчивые непредвзятые картины должны задавать тон в диалоге бизнеса и общества. Наталья Крайнова поинтересовалась бюджетом картин и выразила уверенность, что Донские предприниматели найдут возможность поддержать российское документальное кино. В свою очередь, представитель областного департамента инвестиций и предпринимательства Светлана Абдулазизова заверила присутствующих, что администрация Ростовской области рассмотрит поступившие предложения и попытается внести свою лепту в создание положительного образа предпринимателя на экране. Однако, несмотря на вполне конструктивный диалог, на второй день просмотра пришло не более 7 человек. При этом на входных дверях дома кино висело объявление, что все билеты на просмотр фестивальных картин раскуплены и свободных мест нет. В пустом зале президент российской «Гильдии неигрового кино и телевидения», лауреат Государственной премии, маститый российский режиссер и сценарист Владимир Герчиков объявлял название фильмов и номинации, в которых они представлены. И в этом смысле нужно сказать, что документалисты и предприниматели нашли друг друга, потому, как и тем, и другим в России приходится жить и работать в схожих условиях.